• Новости

Хоровой союз: идея, встреча, музыка

15.04.2025

1 апреля 2025 года в рамках международного проекта «Хоровой союз» в Белом зале Храма-памятника в честь Всех Святых состоялся первый концерт проекта – совместное выступление Студенческого хора Белорусской государственной академии музыки под руководством Инессы Бодяко и Ансамбля современной хоровой музыки Российской академии музыки имени Гнесиных «Altro coro» под управлением Александра Рыжинского. Сцена объединила два значимых хоровых коллектива с разнообразной и незаурядной программой.

С приветственным словом обратился к артистам и слушателям настоятель Всехсвятского прихода – протоиерей Федор Повный. Он говорил о необходимости внутреннего наполнения в музыке, о том глубоком содержании, которое каждый певчий должен стараться постичь сам и донести до публики. Находящихся в зале тепло приветствовали художественный руководитель «Altro coro», доктор искусствоведения, ректор РАМ им. Гнесиных Александр Рыжинский и ректор БГАМ, кандидат искусствоведения, доцент Елена Куракина.

В первом отделении представил свою программу Студенческий хор нашего вуза. Открыл концерт «Сказ о душе» Натальи Богодаевой (соло –Наталья Титовец и Артём Гришкевич) – духовный стих, созвучный времени Великого поста, полный чувства глубокого покаяния. Духовную тематику продолжили сочинения гомельского регента начала ХХ века Николая Бутомо «Плотию уснув» и «Богородице Дево, радуйся» Алексея Михайлова, недавнего выпускника нашей кафедры.

Хочется отметить, что практически весь репертуар этого вечера в исполнении Студенческого хора составили произведения современных белорусских композиторов. Так, друг за другом прозвучало два сочинения авторов, которые стояли в этот вечер в стройных рядах хора. «Девушка пела в церковном хоре» Андрея Саврицкого, наполненная трепетом и трагическим переживанием, вряд ли смогла оставить равнодушным кого-то из слушателей. А следующее сочинение вовсе не убавило накал эмоций: «Ходят по небу солдаты» юного композитора, студентки 3 курса кафедры хорового дирижирования Белорусской академии Вероники Астапенко на текст Людмилы Дубинской – музыка сумрачная, суровая, о наболевшем. Разнообразны её тембровые и фактурные находки: сольные эпизоды, удары колокольчиков, соединение музыки с поэтическим чтением.

Бережному и чуткому отношению к слову в исполнении у хора можно было поразиться: в сочинении Елены Атрашкевич «Белая церковь» перед нами предстает контраст хоровой кантилены и речитатива солиста в духе церковного чтения практически в одновременности с разным текстом. Однако качественная хоровая дикция не даёт пропасть ни слову, ни заложенному в нем смыслу.

Программа белорусского хора, названная Инессой Бодяко «Сказ о Душе» выстроилась согласно бетховенскому принципу «от мрака к свету». Продолжил коллектив свое выступление светлой лирикой «Песни» Вадима Салманова на стихи Янки Купалы и шутливым хороводом «Каравай» Вячеслава Кузнецова. А камерные и филигранные, обладающие собственным композиторским почерком сочинения О. Воробьёвой сложно спутать с чем-то иным. «Асенняя ночка» — не исключение: подвижная, с некоторой инструментальностью, отразившейся и в хоровом тембре, с лирическим диалогом между солистами моментально рисует картину чарующего осеннего сельского пейзажа.

В завершении отделения прозвучали два сочинения: Попурри на темы «Песняров» Елены Атрашкевич и «Жураўлі на Палессе ляцяць» Игоря Лученка в обработке артистки хора Вероники Астапенко. Знакомые большинству мелодии, настоящий артистизм хористов создали яркий и достойный финал отделения Студенческого хора.

Второе отделение концерта Ансамбль современной хоровой музыки РАМ им. Гнесиных «Altro coro» под управлением Александра Рыжинского открыл высочайшими образцами классической русской духовной музыки. Два фрагмента из Литургии св. Иоанна Златоуста П. Чайковского: «Тебе поем» и «Достойно есть» прозвучали на достойнейшем уровне. Сложная, выразительная и захватывающая духовная музыка Сергея Рахманинова была представлена тремя хорами: двумя фрагментами из Литургии св. Иоанна Златоуста («Слава Отцу и Сыну и Единородный», «Тебе поем», соло – Анастасия Жураковская) и «Богородице Дево, радуйся». Дирижером прекрасно ощущалась и передавалась эпоха и стиль каждого композитора, а манера хорового звучания соответствовала традициям богослужебного исполнения. Органично продолжили эту линию сочинения Павла Чеснокова «О пресладкий и всещедрый Иисусе» из цикла «Во дни брани» и «Отче наш» Н. Голованова. Безвибратный, максимально ровный и чистый звук хора способствовал появлению молитвы в чистом её виде с максимальной искренностью в кульминации.

Следующим сочинением в программе российского коллектива прозвучало «Величание Богородицы» – это поздний Свиридов с его объемной, осязаемой фактурой; статичная, с небольшой волной в кульминации композиция. Кажется, очень важным исполнение и популяризация именно поздних сочинений композитора, нечасто звучащих со сцены и не осмысленных ещё до конца в музыкальной науке.

Тематика Великого поста также нашла отражение в концертной программе – в исполнении «Altro coro» прозвучали два хора из цикла «Стихи покаянные» А. Шнитке: «Душе моя» (№4) и «Приидите, христоноснии людие» (№10). Сочетание современного звучания с текстом, несущим вечные истины, не создало никаких противоречий, а наоборот, показало пример органичного соединения постоянного и изменяемого. Коллектив оправдывает звание ансамбля современной музыки качественным и достойным ее исполнением. Гибкий подход к тембрам, донесение слова, внутреннее движение и эмоциональность исполнения создают возможность полного и многомерного восприятия музыки.

Оригинальное прочтение русской поэзии золотого века современным композитором были преподнесены слушателю в сочинениях Александра Чайковского. «Нет, я не Байрон» на стихи Михаила Лермонтова и «Из воспоминаний о Царском селе» на стихи Александра Пушкина несут отпечаток позднеромантической хоровой музыки.

Сочинениям современного санкт-петербургского композитора Сергея Екимова многие современные хоровые коллективы отводят важное место в своей программе. В концерте «Altro coro» был представлен новый хоровой цикл композитора «Три стихотворения Сергея Есенина». Бережное отношение к музыке, хрустальный голос солистки создали проникновенную и тонкую музыкальную картину. «Три стихотворения» написаны в едином стиле, с отголосками лирической протяжной народной песни и хороводным финалом, без особых контрастов внутри цикла, один номер плавно переходит в другой. Хору же удалось достичь внутреннего движения, разнообразия и подчеркнуть важность поэтического слова.

«Altro coro» активно популяризирует музыку и других современных российских композиторов. Один из них — Кузьма Бодров, чей «Хорал» прозвучал в завершение их программы. Это задушевно-трепетное сочинение для хора без текста и солистки с его бесконечно развивающейся мелодией можно ассоциативно сопоставить с «Вокализом» Сергея Рахманинова.

Завершился концерт совместным исполнением двумя хоровыми коллективами нескольких сочинений, которые были подготовлены утром этого же дня на мастер-классе: «О Тебе радуется» И. Денисовой (дирижер доцент кафедры хорового дирижирования Семен Климанов), «Тебе необоримую стену» П. Чеснокова (дирижер Инесса Бодяко) и Концерта №34 «Да воскреснет Бог» Д. Бортнянского (дирижер Александр Рыжинский), создав мощный и торжественный финал-апофеоз.

Совместная идея, встречи и, конечно, музыка привели к созданию уникального международного проекта. Прошедший концерт – лишь одна малая его часть. Разнообразие сочинений и композиторов, эпох и стилей создали многомерное звучащее пространство, заинтересовавшее как знатоков, так и любителей великого искусства Музыки.

Полина Капитонова,

студентка 2 курса кафедры хорового дирижирования

Белорусской государственной академии музыки.


 Педагог-консультант

Профессор кафедры хорового дирижирования

Инесса Бодяко