Хоровой экспресс БГАМ

19.06.2025

Отправиться в путешествие, не выходя из помещения? Вполне возможно, ведь путешествие – музыкальное! Иммерсивный перформанс «Хоровой экспресс БГАМ» предоставил зрителям уникальную возможность совершить тур вокруг света за восемьдесят минут, погрузиться в музыкальную культуру самых разных стран мира, ощутить себя в других эпохах. Эмоционально и глубоко, почти физически, ощутить живое звучание хора и инструментального ансамбля.

Концертную программу представил Студенческий хор Белорусской государственной академии музыки под руководством Инессы Бодяко. А дирижёрами – проводниками в хоровом экспрессе – выступили будущие выпускники, студенты 5 курса кафедры хорового дирижирования: Алиса Алехнович, Ульяна Андросюк, Дарья Давидович, Вероника Кузнецова, Валерия Майорова, Виктория Митюля, Мария Павлович, Александр Пружановский, Егор Соболь. Режиссура и сценарий представления осуществились силами художественного руководителя коллектива Инессы Бодяко и студентки 5 курса Марии Павлович.

Вступительным словом предварила концерт одна из организаторов концерта, первый заместитель председателя общественного объединения «Белорусский союз художников», искусствовед, арт-критик, журналист Наталья Васильевна Шарангович. В зале также присутствовали почетные гости – представители Белорусского союза художников.

Нетривиальный концепт музыкального представления всегда требует совершенно особого подхода. И в хоровом перформансе 28 мая не было места случайным элементам, в нем все было взаимосвязано: музыка, слово, визуальная картина. Все продумано и отточено. Отдельно нужно обозначить место, выбранное для иммерсива – ZAL#2 Дворца искусства: светлое и прсторное помещение овальной формы со своебразными сценами с двух сторон и свободной расстановкой стульев для зрительских мест.

Станция отправления «Хорового экспресса» – звезда Венера, такая, какой ощутили и описали её поэт Николай Гумилев и современный белорусский композитор и дирижер Вячеслав Ларин в диптихе «Ойкумена» для женского хора. Будто с другой планеты в полной темноте со свечами в руках выходит на сцену ансамбль девушек. Космическая музыка уже звучит, когда к ней постепенно присоединяются, заходя в зал, остальные группы артистов хора. Магнетическая, проникновенная песнь сопровождается хрустальным звоном бокалов, словно голосами далёких звезд.

Норвежскую композиторскую школу представил смешанный состав Студенческого хора с произведением «самого национального» композитора Норвегии – Эдварда Грига «Ave Maris Stella». А следующее сочинение перенесло слушателей из холодной Скандинавии на другой край света, на дальний восток, в Японию. В исполнении Сводного женского состава хора прозвучала сложнейшая, энергичная и порывистая партитура Ко Мацушиты «Ave Regina сaelorum».

Все цвета французской поэзии и музыки отразились в затаённо-утонченном цикле Франсиса Пуленка на стихи Поля Элюара «Снежный вечер». А финский композитор Эйноюхани Раутаваара, проникшись поэтикой смерти испанского творца Федерико Гарсиа Лорки, создал свою, наполненную предельными контрастами и причудливо-мрачными гармониями «Лорка-сюиту» для женского хора.

Неожиданным стало появление на сцене инструментального ансамбля учащихся Республиканской гимназии-колледжа при Академии музыки для сопровождения «Мадригалов на тексты Ренессанса» американского композитора Мортена Лауридсена. Шутливо-утонченную стилизацию под ренессанс очень точно удалось воплотить смешанному составу хора.

Перформанс подразумевает самое что ни на есть прямо взаимодействие со зрителями. Такое совместное музицирование получилось осуществить в композиции «Odplyw» Екабса Янчевскиса. Слушателям было предложено помочь хору создать эффект шума моря, на фоне которого разворачивается поэтично-задумчивая музыкальная картина.

Погружение в тёплые, светлые воспоминания детства, тех красочных и светлых снов… Вот такой предстала для публики композиция латвийского композитора Эрика Эшенвальда «Only in sleep». А тёплым южным ветром следом за ней прозвучала «Horane» Ко Мацушиты в исполнении женского хора, поддержанная зрителями светом фонариков.

Безудержная эмоция, бьющая ключом энергия, несмотря на духовно-религиозное содержание текстов – так можно охарактеризовать американские спиричуэлы. Традиционное песнопение «My God Is A Rock» в обработке Д. Кальмана в исполнении Сводного женского состава и в сопровождении различных перкуссионных инструментов наполнило радостью жизни зал и самих исполнителей. А празднично-легким, искристым финалом концерта стала «Асенняя-вясенняя ночка» Ольги Воробьевой в исполнении Смешанного состава хора. Название было изменено по воле художественного руководителя коллектива в соответствии с настроением и порой года.

Подобные мероприятия не такие частые гости в нашей концертной жизни, а потому пользуются неизменным успехом. «Хоровой экспресс БГАМ» стал показательным примером умелого и продуманного синтеза всех доступных артистам средств выразительности.

Так, музыкальные номера предварялись поэтическими текстами: переводами их содержания с языков оригинала на русский или же близкими по духу стихотворениями. Хоровые составы не были статичны, они свободно меняли свое расположение согласно идее и режиссерскому замыслу; действие происходило не только на сцене, но и прямо в зрительном зале, что создавало мощный эффект вовлечения публики в происходящее. Свет включался и гас, в руках артистов хора появлялись то свечи, то фонарики, то алые платки, цветные лампы меняли окраску под характер исполняемого сочинения. В эпоху синтеза искусств важной и, несомненно, отличительной особенностью режиссуры всего выступления академического хорового коллектива, стало внимание к визуальной составляющей концерта.

Творческий подход, уникальная и разнообразная программа, вклад и самоотдача артистов, дирижеров, режиссёра и художественного руководителя коллектива, несомненно, не оставили равнодушными никого в зале.

Хочется оставить здесь самые откровенные и признательные отзывы благодарных слушателей.

Ольга Леонидовна Житенева, концертмейстер кафедры хорового дирижирования: «Это был не просто концерт — это был «полёт души», «магия единения голосов»! С первых же звуков казалось, будто сам воздух в зале замер.

Браво, выпускники! Браво, хор! Вы подарили невероятные эмоции, вдохновение и ощущение чуда.

После такого концерта хочется жить, любить, верить в прекрасное и бежать на все ваши следующие выступления!»

Делится впечатлениями Ольга Викторовна Прюд’омм, концертмейстер кафедры пения: «Напутствие, выраженное руководителем замечательного хора Инессой Михайловной Бодяко, прозвучавшее вначале концерта – «Полетели!», стало отправной точкой музыкального путешествия слушателей. Столь богато представленная композиторами разных стран, стилей, программа была исполнена как всегда с большой самоотдачей студенческим хором – смешанным и женским, тем более, что за дирижерским пультом стояли свои же ребята из хора. Очень разные, но единые в стремлении сделать музыку такой, какой каждый из них представляет, и передать это как хору, так и публике. Конечно, отдельной похвалы заслуживают сценография, игра со светом, речевые вставки. Всё это внесло свою лепту в художественное восприятие всего концерта. Браво, Инесса Михайловна, браво, хору, браво начинающим дирижерам!!!»

Неизменно, звучащая музыка от Студенческого хора Академии находит тропинку к душе каждого слушателя.

 

Автор статьи: Полина Капитонова 

(студентка 2 курса кафедры хорового дирижирования)

Педагог-консультант: Инесса Бодяко 

(профессор кафедры хорового дирижирования, доцент)