Две нации – один оркестр

27.12.2024

Белорусско-российский молодёжный симфонический оркестр – это ежегодный осенний проект длиной в неделю. Студенты Белорусской государственной академии музыки приезжают в Москву для совместных репетиций с российской молодёжью. Позже сборный оркестр даёт два концерта: один – в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. Чайковского, второй – в Большом зале Белгосфилармонии. Организаторы и спонсоры проекта – Постоянный комитет Союзного государства, Министерства культуры Республики Беларусь и Российской Федерации и Фонд Юрия Башмета. Все базовые расходы участников были целиком покрыты. Своими впечатлениями от участия в упомянутой акции с нами поделилась скрипачка Марина Минина.

– Кто стал художественным руководителем и дирижёром оркестра?

– Художественным руководителем стал Юрий Абрамович Башмет. Он был главным дирижёром, но не единственным. В прошлом году с нами также работал Николай Цинман, а в этом – Фредди Кадена и Александр Сосновский. Каждый дирижировал свою программу.

– Студенты каких учреждений стали участниками Молодёжного оркестра?

– От белорусской стороны были только студенты Белорусской государственной академии музыки. Другие участники удивлялись этому, ведь в России гораздо больше творческих ВУЗов и ССУЗов академической направленности, следовательно, больше выбор среди обучающихся. Российская сторона дала чуть больше разнообразия: подключились музыканты ВЮСО [Всероссийского юношеского симфонического оркестра – прим. гостьи] и еще несколько человек из разных уголков России. Одним из оркестрантов стал юноша из Новосибирска, который числится учащимся музыкальной школы. Он получает начальное музыкальное образование, но даже ему представилась возможность попасть в проект. Всего собиралось по девяносто человек в году.

Интересно было встретить наших соотечественников, получающих образование в Москве, узнать о сходствах и различиях процесса обучения в двух постсоветских государствах. В Минске аналогично есть ребята из России, в том числе из Калининградской, Смоленской и Московской областей и собственно Москвы.

– Как ты стала участницей оркестра? По какому принципу проводился отбор в Беларуси?

– В 2023-м году в Академии проходило конкурсное прослушивание кандидатов, в 2024-м роль сыграла скорее репутация студентов из симфонического оркестра. Дирижёр хорошо знает способности каждого из нас. Исходя из своего опыта, он рекомендовал к поездке в Москву ряд юных артистов. Вот и меня упомянул, а я с удовольствием согласилась съездить ещё раз.

– Известно ли тебе что-то об отборе с российской стороны?

– В последний раз основная часть участников была отобрана из ВЮСО самим Юрием Абрамовичем, он руководит этим коллективом. Но чтобы попасть в данный состав, нужно пройти строгий конкурс, быть лучшим из лучших. В итоге от ВЮСО участвовали не просто хорошие, а избранные музыканты. Однако помимо них были и специально приглашённые артисты.

– Какие возможности и перспективы даёт данный проект?

– Возможность сыграть классную программу произведений под управлением великого дирижёра, музыканта и Человека с большой буквы, познакомится с интересными людьми; узнать для себя что-то новое; совершить мини-путешествие в соседнюю страну; расширить свои музыкально-образовательные границы, слушая других амбициозных ребят и общаясь с ними; взглянуть по-новому на свои профессиональные проблемы и набраться мастерства. Участники ВЮСО играют довольно сложные композиции с точки зрения техники, глубины понимания, вчувствования. Некоторые из них устраиваются на работу в данный оркестр, ещё не закончив колледж. К моменту поступления в консерваторию они являются уже матёрыми музыкантами. Мне было, чему поучиться у российских коллег, поэтому после каждой поездки я возвращалась другим человеком.

По поводу перспектив сложно сказать. Участие в Молодёжном оркестре – это редкий и полезный опыт, а также хорошее примечание в моём резюме. Хочется верить, что этот проект будет только развиваться, что будут появляться новые, что возобновятся обменные программы для студентов, краткосрочные и долгосрочные, что они станут доступными для всех на регулярной основе.

– Чем Юрий Башмет отличается от других дирижёров?

– Во-первых, он уже является такой «величиной», которая не говорит об элементарных вещах. Он обращает внимание на более высокие категории, смыслы. Во-вторых, он часто рассказывает интересные истории из своей музыкальной жизни. В-третьих, он любит смотреть на привычные вещи с разных ракурсов – на каждой репетиции он обнаруживает, что ещё можно добавить в прочтение, исполнение композиций. Инсайты настигают его даже во время концерта. Это как если бы вы многократно пересматривали один и тот же фильм, всякий раз подмечая занятные детали, о которых раньше не задумывались. В-четвёртых, он просто хороший человек, с ним очень приятно работать.

– Каким был твой досуг в Москве?

– У нас почти не было свободного времени [улыбается]. Распорядок дня был примерно таким: завтрак, разыгрывание, репетиция (два часа), обед, отдых (около двух часов), сборная репетиция (четыре часа)… После репетиции мы могли сходить в магазин. В первую поездку мы пару раз выбирались на прогулку по Москве-реке, району «Москва-сити», однако при повторном посещении России мы жили в Химках, нужно было выделять время на дорогу до Москвы и от неё. При нашем плотном графике это было нелегко, так что я не ездила туда.

– Хотелось бы тебе что-то изменить в организации проекта?

– В дороге до Москвы я бы пересела с автобуса на поезд [смеётся]. Автобус – хороший вид транспорта, но мы дважды попадали в неловкие ситуации, связанные с автомобильным движением. Москва – настолько густонаселённый город, что мы стали в «пробке» на МКАДе больше часа. Я представить себе не могла, что уже на подъезде к городу можно так застрять. На железнодорожных путях «пробок» не бывает, там всё строго по расписанию, почти нет внезапных поломок транспорта, да и в целом в вагонах комфортнее. У нас прекрасное сообщение с Москвой, можно доехать всего за семь часов вместо одиннадцати, хотя и стоимость проезда отличается.

Кроме того, я бы сделала концерты оркестра более доступными. На предыдущие выступления можно было попасть только по приглашениям, билеты в кассах не продавали. При финансовой возможности я бы организовала больше перфомансов, а то и гастроли по разным городам, чтобы у каждого желающего была возможность послушать оркестр.

– Что стало твоим сильнейшим впечатлением от поездок?

– Много чего: увидеть вживую Юрия Абрамовича, осознать, что я поехала играть с одними из лучших музыкантов Союзного государства под руководством талантливого человека в Москву… Я очень ярко восприняла большинство событий того ноября. Во второй раз впечатлением стало выступление в Большом зале Московской консерватории: я играла на той же сцене, где ранее выступали такие профессионалы, как С. Рахманинов, А. Скрябин и другие великие музыканты. В тот день потрясающе солировал пианист Алексей Мельников. Было ощущение, словно кто-то играет вместо меня, настолько сильно я погрузилась в музыку и атмосферу концерта.

Очень понравился и даже насмешил момент концертного исполнения, которого не было на репетициях. Юрий Абрамович в конце «Адажио» из «Спартака» Хачатуряна указал на снятие звука, но несколько секунд ещё оставался в образе, как и мы. Таким действием он дал публике время насладиться музыкой и прочувствовать всю драматургию произведения. Для меня как для оркестранта это было чем-то слегка странным и неловким. Представьте: вы держите смычок на весу, понимаете, что можно было бы уже закончить, что рука устала и может в любой момент упасть, но нужно продолжать делать вид, что у вас всё под контролем. Всего за пару мгновений я и ощутила финальное настроение после двойной тактовой, и подумала о сложностях, и решила, что затянутая пауза была лишней, и чуть не рассмеялась прямо на сцене… Зато какое сильное облегчение и радость я ощутила после этого, а бурные аплодисменты зала подтвердили, что всё было не зря!

– Поехала бы ты в Москву ещё раз для участия в Молодёжном оркестре?

– Да, определённо.

Беседу вела Даниэль Вакульская