Сахарова Вероника Николаевна

Сахарова Вероника Николаевна

Должность: Доцент кафедры музыкальной педагогики и социально-гуманитарных дисциплин
Ученая степень: Кандидат искусствоведения (2009)
Ученое звание: Доцент (2009)
Образование: Одесская государственная консерватория им. А.В. Неждановой (1993, класс фортепиано Л.Н. Гинзбург); ассистентура-стажировка Белорусской государственной академии музыки (1996) под руководством Л.П. Юшкевича, там же аспирантура под руководством В.Д. Кокушкина (1999)
Преподаваемые дисциплины: Методика обучения игре на фортепиано, История фортепианного искусства, История белорусского фортепианного искусства, Методика преподавания специального инструмента, Методологические основы исполнительского анализа музыкальных произведений, Художественные стили в фортепианном исполнительстве, Методология исследования музыкально-исполнительского искусства (магистратура), Специальный инструмент (ф-но), Маркетинг и управление творческим проектом (магистратура), Проблемы исполнительской интерпретации (магистратура). Осуществляет научное руководство магистерскими и аспирантскими диссертациями.


Родилась 7 апреля 1970 в г. Одесса (Украина).

В 1993 концертмейстер кафедры оркестрового дирижирования Белорусской государственной академии музыки, с 1995 – концертмейстер кафедры скрипки. С 1999 преподаватель кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства и кафедры специального фортепиано (по совместительству), с 2000 старший преподаватель, с 2006 доцент.

Лауреат I Национального конкурса пианистов «Серебренная нота» (Одесса, 1985), Республиканского конкурса им. Г. Г. Нейгауза (Симферополь, 1988), Международного конкурса исполнителей «Классическое наследие» (Москва, 1998), Международного конкурса исполнителей (Ялта, 2006).

Почетный член Организационного совета Международного конкурса пианистов CIP в Париже (Франция), Член Международного объединения педагогов фортепиано «Искусство и образование XXI века», Член Европейской ассоциации педагогов фортепиано (EPTA), Член Белорусского союза музыкальных деятелей, Член Белорусского союза театральных деятелей.

Председатель и член жюри Республиканских и Международных конкурсов исполнителей (Беларусь, Украина, Россия, Италия, Греция, Польша, Чехия, Китай).

Член жюри конкурсов студенческих научно-исследовательских работ в области музыкального искусства.

Участник многочисленных теле- и радиопрограмм бел., укр., рос., сербского, польского, французского вещания. Имеются публикации в прессе (газ. «Труд», «Вечерний Минск», «Культура», «Народная газ.», «Вечерняя Одесса», «Sud Ouest» и др.)

Среди воспитанников – обладатели Гран-при, лауреаты международных конкурсов пианистов, стипендиаты Спец. фонда Президента РБ по поддержке талантливой молодежи:

Ю Бин Бин, Фан Юань, Го Хунли, Ли Линь, Сяо Вэй, Ли Лэ, Сюй Жун, М. Медведь, А. Иванова, Чжан Исинь, Хань Фэнцзе, Ши Ишань, Цзо Синьюй, Юань Чэнь, Ми Сымэн, Чжао Инфэй; Чжоу Ичжи, Ли Тун, Ли Юйсюань, Ян Юаньхан (творческий проект).

Осуществляет подготовку студентов к республиканским и международным научно-практическим конференциям и конкурсам научных работ.

Студенты класса неоднократно становились лауреатами вузовского конкурса научных работ («Alma mater» – Д. Ключенович), конференции-конкурса (Е. Сущеня, Е. Мороз) Республиканского (Е. Мороз), Международного конкурсов студенческих научных работ (Е. Самоховец, Е. Мороз).

Лауреаты конкурсов научных работ:

  • Е. Самоховец — лауреат I премии II Международного студенческого конференции-конкурса музыковедческих работ (2011).
  • Е. Мороз – лауреат Международного конкурса выпускных квалификационных работ студентов (2021, г. Нижний Новгород, Россия).
  • Е. Мороз – лауреат VIII Республиканского конкурса научных работ студентов (2022, г. Минск, РБ).

Научный руководитель СНТО кафедры музыкальной педагогики, истории и теории исполнительского искусства.

Является одним из организаторов научной-практической конференции Белорусской государственной академии музыки «Музыкальная педагогика, психология и исполнительство глазами студентов».

Автор и организатор научно-творческого проекта в Белорусской государственной академии музыки – конкурс молодых педагогов «Ступени мастерства», посвященного 90-летнему юбилею Белорусской государственной академии музыки (2022).

Автор, организатор и ведущая ежегодного просветительского творческого проекта, концерты фортепианной музыки с участием учащихся класса и их педагога: «Ступени мастерства», «Классика и не только…», «Сквозь года, времена и эпохи…» в Малом зале им. Г. Ширмы Белорусской государственной филармонии (с 2014 по настоящее время).

Выступает как солистка, концертмейстер, артистка фортепианного дуэта в концертных залах Беларуси, Украины, АР Крым, России, Польши, Греции, Франции.

Выступает с докладами, лекциями на международных научных-практических конференциях и форумах, ведет мастер-классы (Россия, Украина, Беларусь, Польша, Греция, Италия, Чехия и др.), курсах повышения квалификации при Институте культуры Беларуси, Институте повышения квалификации и переподготовки кадров БГПУ им. М. Танка, осуществляет сотрудничество с УССО и УВО (рецензирует научные статьи, учебные программы и методические разработки), работает в экспертных комиссиях, оппонент на защите кандидатских диссертаций.

Награждена Почетными грамотами Управления культуры Мингорисполкома (2001, 2008, 2013); Благодарностями и дипломами Международного благотворительного фонда «Наше будущее» при поддержке Министерства культуры РФ за большой вклад в дело развития детского и юношеского творчества (2014 – 2022), Министерства культуры Беларуси (2010); Почетными грамотами Министерства культуры РБ (2014, 2018), Главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома (2016, 2017), Минского городского совета депутатов (2017), Общественного объединения «Белорусский союз музыкальных деятелей» (2021), ректора Белорусской государственной академии музыки (2022).

Обладатель Международной музыкальной премии Евразийского экономического союза «BelBrandaword» (2016).

Обл. науч. интересов — фортепианно-исполнительское искусство (творчество, исполнительство, фортепианные школы, исполнительские стили), проблемы интерпретации музыкального произведения и педагогического мастерства, методика преподавания, методология исследования музыкально-исполнительского искусства.

Кандидатская диссертация:

  • Интерпретация фортепианной музыки П. И. Чайковского в контексте теории и практики исполнительского искусства / науч. рук. В. Д. Кокушкин; БГАМ. — Минск, 2009.

Монография:

  • Интерпретация фортепианной музыки П. И.Чайковского в контексте теории и практики исполнительского. искусства: монография— Минск, 2007.

Статьи:

  • Интерпретация фортепианных произведений П. И. Чайковского в контексте времени // Муз. педагогика и психология: вопросы теории и практики. — Минск, 2002;
  • Несколько штрихов к портрету П. И. Чайковского // Весцi БДАМ. — 2002. — № 2; П. І. Чайкоўскі і сучаснасць // Весцi БДПУ iмя М. Танка. Сер. 2.— 2005. — № 1;
  • Фортэпіянны цыкл п’ес П. І. Чайкоўскага «Дзіцячы альбом» і асаблівасці яго ўспрыняцця навучэнцамі // Весцi БДПУ iмя М. Танка. Сер. 1.— 2005. — № 3;
  • Худ. интерпретация муз. произв. в контексте исполн. искусства // Муз. исполнительство как вид худ. — творч. деятельности // Науч. тр. БГАМ. — Вып. 14. Сер. 5: Вопросы истории и теории исполн. искусства. Муз. педагогика. — Минск, 2007;
  • Интерпретация муз. произв.: к проблеме взаимодействия авторского (комп.) и личностного (исполн.) // Пытанні мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фалькларыстыкі: сб. арт.— Мінск, 2011. — Вып. 9; Пед. деятельность И. Цветаевой в контексте бел. фп. искусства // Пытанні мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фалькларыстыкі: сб. арт.— Мінск, 2011. — Вып. 11;
  • Муз. конкурсы как стимул творч. развития учащихся: (из опыта работы в жюри детских и юношеских междунар. муз. конкурсов) // Культура. Наука. Творч.: сб. науч. ст.— Минск, 2011. — Вып. 5;
  • Исполн. деятельность Г. Гульда в контексте филос. взглядов пианиста // European Applied Sciences. — Stuttgart, 2013. — № 5;
  • Основные принципы фп. -метод. системы В. М. Кузменко // Междунар. науч.-практ. конф. «Культура. Наука. Творч.», 5 мая 2015. — Минск, 2015.
  • Сахарова, В.Н. Видные представители белорусского фортепианного искусства: Л. П. Юшкевич (этапы становления творческой личности музыканта / В. Н. Сахарова // Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика: материалы ІV Междунар. научн. -практ. конф., г. Минск, 27 октября 2017 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. Максима Танка; редкол. И. И. Рыжикова (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГПУ, 2017.
  • Сахарова, В.Н. Современная методика обучения игре на фортепиано: традиции и инновации / В. Н. Сахарова // Материалы V Междунар. научн. -практ. конф. «Искусство и личность», г. Минск, 27 октября 2018 г.
  • Сахарова, В.Н. К вопросу интерпретации фортепианных произведений малых форм П.И. Чайковского / В. Н. Сахарова // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по материалам XXIX Междунар. науч.-практ. конф. №20 (28). Новосибирск: изд. «СибАК», 2018.
  • Сахарова, В.Н. Некоторые особенности интерпретации этюдов Ф. Шопена (на примере Этюда фа минор ор.25 №2) / В. Н. Сахарова // «Вопросы теории и практики профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей». Научные труды Белорусская государственной академии музыки. Серия 5. Вопросы теории и истории исполнительского искусства. Музыкальная педагогика. – Минск: БГАМ, 2020 г. – С.169-175.
  • Сахарова, В.Н. Методологические основы исполнительского анализа музыкальных произведений» / В. Н. Сахарова // Культура, образование, творчество: мировые технологии, авторские идеи, традиции и новаторство: сб. материалов II Международной науч.-практ. конф., Одесса, 1-2 декабря 2020 г.; Министерство культуры и информационной политики Украины; Департамент культуры и туризма. – Одесса, 2020.
  • Сахарова, В.Н. Ноктюрн до-диез минор Ф. Шопена в контексте задач интерпретации / В. Н. Сахарова // Культура, образование, творчество: мировые технологии, авторские идеи, традиции и новаторство: сб. материалов III Международной науч.-практ. конф., Одесса, 1-2 декабря 2021 г.; Министерство культуры и информационной политики Украины; Департамент культуры и туризма. – Одесса, 2021.
  • Сахарова, В.Н. Фортепианно-исполнительское искусство в координатах времени / В. Н. Сахарова. Традыцыі і сучасны стан культуры і мастацтваў: зб. навук. арт. Вып. 2 / гал. рэд. А. І. Лакотка; Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры НАН Беларусі. – Мінск: Права і эканоміка, 2021. – С. 374–378.
  • К вопросу типологии мастер-классов в фортепианном исполнительском искусстве / В. Н. Сахарова, Е. С. Мороз, // Вести Института современных знаний, 2021. – № 1. – С. 42-46.
  • Ноктюрн до-диез минор Ф. Шопена в контексте задач интерпретации // Культура, образование, творчество: мировые технологии, авторские идеи, традиции и новаторство: сб. материалов III Международной науч.-практ. конф., Одесса, 1-2 декабря 2021 г.; Министерство культуры и информационной политики Украины; Департамент культуры и туризма. – Одесса, 2021.

Учебные программы:

  • Методика обучения игре на фортепиано.: уч. программа для спец. 1-16 01 13. — Минск, 2013;
  • Методика обучения игре на фортепиано.: УМК для спец. 1-16 01 13. — Минск, 2014;
  • История белорусского фортепианного искусства.: уч. программа для спец. 1-16 01 13. — Минск, 2017;
  • Методологические основы исполнительского анализа муз. произв.: уч. программа для спец. 1-16 01 13. — Минск, 2019;
  • Теория интерпретации музыки: уч. программа для спец. 1-16 01 13. — Минск, 2017.
  • Методология исследования музыкально-исполнительского искусства.: уч. программа для спец. 1-16 80 01. — Минск, 2020.
  • Методика обучения игре на фортепиано.: уч. программа для спец. 1-16 01 13. — Минск, 2022.

Литература:

  • Сахарова, В. Н. Моей горячо любимой семье посвящается… // Семейные династии. — Одесса, 2016.
  • Белорусская государственная академия музыки: история в лицах (1932–2017). – Минск, «Мастацкая лiтература». – 2017.