19 сентября 2023 ушел из жизни доктор искусствоведения, профессор, член Белорусского союза музыкальных деятелей, известный белорусский педагог-баянист Валентин Алексеевич Чабан.
В.А.Чабан родился 7 мая 1942 в селе Чепцы Просницкого района Кировской области. Закончив Белорусскую государственную консерваторию в 1967 году по классу баяна у Э.Н.Азаревич, продолжил свое обучение в аспирантуре Горьковской государственной консерватории имени М.И.Глинки под руководством Н.Я.Чайкина. Всю свою жизнь – свыше 55 лет – В.А.Чабан посвятил работе в Белорусской государственной консерватории / Академии музыки, где с 1966 года начал преподавать на кафедре баяна и аккордеона. За эти годы прошел путь от преподавателя до профессора. Ведущими принципами педагогической работы В.А. Чабана являлись воспитание студентов-музыкантов с высокой аналитической культурой и подлинным исполнительским мастерством. Помимо ведения «Специального класса» (баян) Валентин Алексеевич разработал и читал специализированные курсы: «Современная музыка для народных инструментов: баян, аккордеон»; «История исполнительства на народных инструментах: баян, аккордеон»; «Теория и история исполнительства на народных инструментах: баян, аккордеон (для студентов магистратуры)»; «История исполнительского искусства»; «Методика написания научно-методических работ»; руководил написанием магистерских и кандидатских диссертаций, осуществлял подготовку магистров, аспирантов (ассистентов-стажеров).
На протяжении 1972–1988 гг. В.А.Чабан являлся руководителем баянного оркестра Белорусской государственной консерватории.
Будучи талантливым баянистом, солистом Белорусской государственной филармонии (1967–1970) вел активную творческую исполнительскую деятельность, выступал с концертами в Беларуси, Германии, России, Литве, Латвии. Им было подготовлено и исполнено 6 сольных и 22 дирижерские программы. Выступления В.А.Чабана состоялись в концертных залах Минска, Москвы, Риги, Вильнюса, Потсдама, на Белорусском радио и телевидении. По оценкам современников, исполнительской манере В.А. Чабана была характерна стилистическая достоверность интерпретации, художественная и содержательная углубленность.
Важную составляющую жизни В.А.Чабана занимала научная деятельность, которой он посвятил долгие годы своей жизни. Его кандидатская диссертация «Становление интонационного стиля искусства гармоники-баяна» (научный руководитель Н.Д. Бордюг; защита состоялась в Государственной консерватории Литовской ССР, в 1985 году, г. Вильнюс ) и докторская диссертация «Белорусская баянная школа: становление, развитие, современное состояние (1930–2000-е гг.)» (научный консультант Р.И. Сергиенко, защита состоялась в Белорусской государственной академии музыки в 2014 г.) напрямую были связаны с любимым инструментом, баяном, школой баянного исполнительства. Свои научные труды посвятил проблемам истории, теории и методологии баянного исполнительства. Постоянно участвовал в республиканских и международных научно-практических конференциях по проблемам инструментально-исполнительского искусства.
В.А.Чабан являлся членом жюри республиканских и международных конкурсов баянистов и аккордеонистов. Неоднократно проводил мастер-классы в детских школах искусств, средних и высших учебных заведениях в сфере искусства Республики Беларусь и других стран.
Деятельность В.А.Чабана была отмечена Почетной Грамотой Верховного Совета Республики Беларусь (1994), Почетной Грамотой Белорусского Республиканского Совета профсоюзов (2002), Почетным знаком «За вклад в развитие культуры Беларуси» (2002).
Среди его воспитанников (свыше 100) – лауреаты и дипломанты республиканских и международных конкурсов, солисты известных в Беларуси коллективов, работники Белтелерадиокомпании, преподаватели, общественные деятели: заслуженный артист Республики Беларусь В. Ткач, А. Сиваков, Н. Алешко, А. Андрачик, С. Ермольский, Т. Якушева, В. Дмуховский, В. Максимцев, В. Гурбо-Новик, В. Грищенко, Д. Отраднов, А. Кураленок, Д. Гуляев, П. Ловец, А. Грищенко, А. Коноплёв и др.
Основные публикации: Белорусское баянное искусство : формирование академической исполнительской школы. Минск, 2008 [Монография]; Баяннае мастацтва ў Беларусі (Пытанні тэорыі і метадалогіі выканальніцтва) : Вучэб. дапам. Мінск, 1997; Русская народная музыка – интонационно-стилистический базис становления искусства гармоники-баяна. М., 1986; Стилистика сонатного творчества Н.Я. Чайкина: Учеб.-метод. пособие. Минск, 1983; О художественно-выразительных особенностях оркестра баянов // Пьесы для оркестра баянов (аранжировки и метод. рекомендации). Минск, 1983; Стилистические признаки баянного искусства: Метод рек., Минск. 1983; Вещий сказитель [о Н.Я. Чайкине]. Советская культура. 1983 /31 марта/; Становление письменных традиций в процессе формирования интонационного стиля искусства гармоники (конец XIX – нач. XX вв.). М., 1984; Некоторые особенности интонационной природы органной музыки И. Баха и методы воплощения ее на баяне. Минск, 1979; Интонационно-стилистические особенности звучания фортепианной музыки на готово-выборном баяне : метод. разраб. Минск, 1989; Стилистика советской баянной музыки 60–80-х годов: метод. разраб. Минск, 1990; Вопросы стилистики баянной музыки 30–60-х годов: метод. разраб. Минск, 1991; Стилистические признаки баянного искусства: метод. рек. Минск, 1983; Этапы работы баяниста-исполнителя над музыкальным произведением. Программа для слушателей факультета повышения квалификации руководящих работников и специалистов культуры. БГИПК, 2002; Учеб. программы УВО по учеб. дисциплинам для специальности 1-16 01 09 Баян, аккордеон: Методика написания научно-методической работы (БГАМ, 2016), История исполнительства на народных инструментах (БГАМ, 2016). Многочисленные научные статьи в различных изданиях, в т.ч. в научно-теоретическом журнале «Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі».Свыше 40 переложений, обработок, инструментовок.
Коллектив Белорусской государственной академии музыки скорбит в связи со смертью В.А. Чабана и выражает соболезнование его родным и близким. Светлая память!