VIVA PERCUSSION!!!

26.04.2018

С 23 до 26 апреля 2018 года в Белорусской государственной академии музыки проводился II Белорусский конкурс исполнителей на ударных инструментах имени М.И. Гузикова.

В наше время неуклонно растёт внимание к ударным инструментам. Появление новых инструментов, поиски новых тембровых звучаний находят отражение в обогащении оркестровых и ансамблевых составов, а также в появлении музыкальных сочинений для самых различных ударных инструментов. За последние сорок лет произошла своего рода «перкуссионная революция», благодаря которой семейство ударных значительно разрослось. Ударные инструменты всё более и более воспринимаются не только как часть оркестра, но и как самодостаточный сольный инструмент. Об этом свидетельствует и прошедший с 23 до 26 апреля 2018 года в Минске в стенах Белорусской государственной академии музыки II Белорусский конкурс исполнителей на ударных инструментах имени М.И. Гузикова – музыканта-виртуоза, создателя классической модели ксилофона.

Конкурс состоялся благодаря стараниям организаторов – Белорусской государственной академии музыки и Белорусского союза музыкальных деятелей. Огромную поддержку в проведении конкурса оказали его партнёры: белорусский производитель палочек и аксессуаров для ударных инструментов компания «GRIG», Детская музыкальная школа искусств № 10 г. Минска имени Е.А. Глебова, специализированный магазин ударных инструментов и аксессуаров «DRUM PARK2, М.А. Сопот (координатор «Conn-Selmer, Inc.» в Республике Беларусь), «Муза-компани» (первый дистрибьютор и импортер музыкальных инструментов, звукового, светового оборудования в Республике Беларусь) и сеть книжных магазинов «Букваешка».

В состав жюри вошли известные белорусские и зарубежные педагоги и музыканты-исполнители: Владимир Геннадьевич Судновский – председатель жюри конкурса, председатель Белорусской перкуссионой ассоциации Белорусского союза музыкальных деятелей, концертмейстер группы ударных инструментов Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь; Людмила Михайловна Клиндухова – профессор кафедры медных духовых и ударных инструментов, заведующий кафедрой медных духовых и ударных инструментов Белорусской государственной академии музыки, заместитель председателя Белорусской перкуссионой ассоциации; Андрей Викторович Веришко – артист оркестра Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, преподаватель кафедры медных духовых и ударных инструментов Белорусской государственной академии музыки; Илья Сергеевич Степанов – преподаватель отделения оркестровых медных духовых и ударных инструментов Минского государственного музыкального колледжа имени М.И. Глинки; Игорь Леонидович Авдеев – артист Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь; Марина Александровна Сопот – координатор «Conn-Selmer, Inc.» в Республике Беларусь; Надежда Александровна Васнёва – преподаватель ударных инструментов; Станислав Скачинский – профессор Музыкального университета имени Ф. Шопена в Варшаве, солист оркестра Польского радио, председатель Польской перкуссионной ассоциации; Гийом Рашá – Международный директор по продажам в регионе EMEA «Conn-Selmer, Inc. LudwigDrums».

В этом году в конкурсе принимали участие только белорусские исполнители в трёх возрастных категориях: 9-12 лет, 13-15 лет и 16-19 лет. Это событие стало не только демонстрацией приобретённых навыков игры на инструменте, показателем индивидуальных исполнительских возможностей, но было дополнено образовательной составляющей: мастер-классы провели профессора Станислав Скачинский и Эдгар Саксонс – профессор Латвийской академии музыки имени Я. Витола, концертмейстер группы ударных инструментов, солист-литаврист Латвийского национального симфонического оркестра (одновременно – менеджер коллектива).

Во время подведения итогов конкурса автору статьи удалось побеседовать с председателем жюри конкурса и одним из приглашённых зарубежных профессоров, которые любезно поделились своими впечатлениями.

Опишите свои впечатления относительно организации конкурса, общей атмосферы, царившей на прослушиваниях.

Владимир Судновский (далее – В.С.): На открытии конкурса я подчеркнул, что это не просто конкурс, а смотр белорусской перкуссионной школы. Мы хотим увидеть, кто и как в будущем будет играть в наших оркестрах. Эти выступления покажут нам общий исполнительский уровень, а самих исполнителей будут мотивировать его поднимать. Радует, что в этом году конкурс привлек много участников из всех регионов Беларуси. Атмосфера была очень хорошей и доброжелательной.

В чём состоит отличие конкурса на ударных инструментов имени М.И. Гузикова от других конкурсов такого рода, проводимых за рубежом?

В.С.: Я довольно часто бываю в жюри различных конкурсов, поэтому могу сравнивать исполнительский уровень. Мы попытались этот конкурс приблизить к европейскому уровню. Не всё вышло, как планировали, но благодаря стараниям организаторов и помощи спонсоров в целом получилось яркое и запоминающееся событие.

Станислав Скачинский (далее – С.С.): Трудно сравнивать, сопоставлять зарубежные конкурсы и прошедший в Минске – каждый ставит перед собой свои цели и решает свои задачи. Для кого мы проводили конкурс? Прежде всего, для каждого молодого исполнителя. Музыкантам нужно повышать свою квалификацию, а их педагогам важен обмен опытом. Именно поэтому организаторы и пригласили профессоров из разных стран для того, чтобы поговорить, подискутировать о том, что происходит в музыкальном искусстве каждой страны. Такой диалог необходим, так как сейчас интерпретация на перкуссионных инструментах довольно свободная. Таким образом, все конкурсы важны, ведь они помогают ориентироваться в происходящих событиях.

В современном инструментарии появляются новые ударные инструменты. Как это отражается на репертуаре?

С.С.: Да, перкуссионный инструментарий активно развивается и даёт возможность композиторам использовать в своих произведениях свежие тембровые краски – это поиск новой эстетики, нового звучания. Например, совсем недавно мой друг, композитор Станислав Морито, написал для меня концерт для виброфона, маримбы и арфы с камерным оркестром, продемонстрировав новые звуковые возможности известных инструментов. Другое его новое произведение «Droga Krzyżowa» («Крестный путь»), которое я уже играл в Красном костеле Минска, представляет собой 14 пьес для различных перкуссионных инструментов на тексты из Библии. Очень оригинальное сочинение. Ещё одна его необычная пьеса – «Per uno solo», которая предполагает исполнение на струнах рояля.

В чём проявилась специфика репертуара участников конкурса?

В.С.: В одних турах репертуар был чётко регламентирован, в других мы давали исполнителям свободу в выборе произведения. Для нас было очень важно посмотреть и оценить технические навыки каждого исполнителя и то, как он справляется с различными исполнительскими трудностями. Когда программа конкурса полностью свободна, можно подобрать произведения так, что артистические навыки скроют технические недостатки, которые в дальнейшем скажутся в целом на интерпретации музыкальных произведений и остановят исполнительский рост музыканта.

Были ли какие-то открытия лично для Вас во время конкурса?

С.С.: Да! Параллельно с нашим конкурсом в здании Белорусской государственной академии музыки проводился VIII Республиканский открытый конкурс исполнителей на народных инструментах имени И.И. Жиновича. Меня очень впечатлили цимбалы своей перспективой звукоизвлечения. В этом инструменте соединены воедино четыре возможности генерации звука: дерево, метал, кожа, струны. Для меня это тоже своего рода ударный инструмент с огромным звуковым потенциалом. Я собираюсь отвезти его в Польшу для освоения.

Подводя итоги конкурса, что можно сказать об особенностях белорусской исполнительской школы игры на ударных инструментах?

В.С.: Белорусская школа ещё довольно молодая. В ней явственно ощущаются отголоски мощной традиции советской ударной школы. Однако, сейчас во всех европейских оркестрах утверждается другая эстетика игры, согласно которой ударные инструменты звучат более мягко. В этой связи белорусской школе есть к чему стремиться.

Могли бы Вы дать напутствие молодым исполнителям на ударных инструментах, участникам конкурса?

С.С.: Совет один – заниматься и ещё раз заниматься! А ещё слушать больше хорошей музыки для обогащения своего слухового опыта. Ведь сейчас в интернете всё доступно, было бы только желание!

В.С.: Мне кажется, что дети сейчас мало слушают классическую музыку, поэтому у многих в исполнении ощущается отсутствие определённого вкуса. Сейчас интернет предлагает возможность услышать исполнение различных музыкальных стилей: джаз, классику, авангард. Но, как мне кажется, при серьезных занятиях музыкой нужно ходить в театр, посещать концерты, т.е. слушать как можно больше классической музыки именно в живом исполнении, ощущать, как во время концерта рождается уникальная атмосфера эмоционального единения исполнителя и слушателя. Всё профессиональное исполнительское искусство основано на классике.

Валентина Кевра (музыковед, III курс)