• Новости

Концерт класса В.Н. Нехаенко

06.04.2018

6 апреля 2018 года в Большом зале Белорусской государственной академии музыки состоялся концерт класса профессора кафедры специального фортепиано, заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Владимира Николаевича Нехаенко.

Концерты в нашем вузе становятся событием не только для студентов и педагогов, но и для многочисленных любителей музыки. Вот и на этот раз зал был полон. Стало уже доброй традицией начинать концерты класса В.Н. Нехаенко вступительным словом педагога. Владимир Николаевич подробно рассказал об участниках концерта и программе. Первое отделение было посвящено европейской и русской музыкальной классике XIX века, второе – произведениям ХХ века.

Всегда очень важно открыть концерт торжественно и ярко. Именно таким началом программы стало исполнение студентом 4 курса Аликом Балагозяном первой части Большой сонаты G-dur, соч. 37 П.И. Чайковского. Пианист играл вдохновенно, виртуозно, добиваясь глубокого звучания инструмента. Некоторые излишки его эмоциональности так и хотелось «перебросить» в яркую испанскую музыку – фортепианный цикл «Испанские напевы», ор. 232 И. Альбениса, исполненную студентом 5 курса Сергеем Альтшулером. Впечатлила хорошая техническая оснащённость этого пианиста, та чёткая драматургическая логика, с которой он выстроил исполнительский план произведения.

Появление на сцене Дениса Линника, который с этого учебного года учится в Академии музыки г. Базеля (Швейцария), вызвало восторг публики, что свидетельствовало о её давних симпатиях. Исполнение им двух интермеццо из ор. 118 И. Брамса можно назвать настоящим художественным явлением. Денис всегда отличался высоким техническим мастерством, прекрасным владением звуковой палитрой рояля, яркостью интерпретации, исполняя же музыку И. Брамса, позднее творчество которого наполнено философским подтекстом, он показал себя глубоким и проникновенным музыкантом. Настоящей виртуозностью, что так характерно для учеников В.Н. Нехаенко, отличалось исполнение фортепианных транскрипций: Людмила Горбач сыграла два популярных фрагмента на музыку Ж. Бизе (рахманиновскую версию менуэта из музыки к драме «Арлезианка» и фарандолу из оперы «Кармен» в обработке И. Оловникова); с редким мастерством была исполнена Павлом Нетуком труднейшая транскрипция А. Володося «Турецкого марша» Моцарта.

Второе отделение началось довольно сложным в техническом плане сочинением известного джазового пианиста и композитора Н.Г. Капустина. Прелюдию и фугу исполнила студентка 5 курса Мария Деменкова, тонко ощутив природу этой музыки. Денис Линник, вновь выйдя на сцену, поразил владением разными стилями: цикл «Эстампы» К. Дебюсси и редко звучащая двухчастная Соната «I.X.1905. С улицы» Л. Яначека в его интерпретации прозвучали очень тонко, красочно, многопланово, с массой нюансов и художественных подробностей, что доставило истинное наслаждение слушателям. Хочется пожелать Денису новых интересных концертных программ, побед на международных конкурсах, а нам – новых встреч с этим талантливым музыкантом.

Достойным завершением вечера стало выступление студента 4 курса Михаила Черноока с Первым фортепианным концертом С.С. Прокофьева. И эта финальная точка была поставлена горячо, темпераментно, виртуозно, в прекрасном ансамблевом взаимодействии – партию оркестра исполнил Алик Балагозян. Это ещё одна добрая традиция класса В.Н. Нехаенко – привлекать студентов к исполнению оркестровых партий в фортепианных концертах, что позволяет воспитать ансамблевое партнёрство и повышенное чувство ответственности.

Мария Матвиевская (V курс, фортепиано)

Концерты класса – всегда высший класс

6 апреля 2018 года. Большой зал Академии музыки переполнен. Концерт класса Владимира Николаевича Нехаенко. Тщательно продуманная программа и высокий исполнительский уровень привлекают к студенческим концертам многих меломанов, но этот классный концерт, по традиции проводящийся ежегодно в начале апреля, публика ждала с особым нетерпением, настроившись на настоящий музыкальный праздник. И пианисты не обманули ожиданий, пробудив в сердцах слушателей гамму самых разнообразных чувств.

Первым на сцену вышел сам профессор, тепло поприветствовав зрителей и осветив зал своей добродушной улыбкой. На правах ведущего он не только оглашал программу, но и находил добрые слова для каждого из своих воспитанников. Торжественно, бодро, величественно прозвучала у Алика Балагозяна первая часть Большой сонаты Чайковского. В далекую знойную Испанию унесла страстная музыка Альбениса, исполненная автором этих строк. Транскрипцию известнейшего «Турецкого марша» Моцарта, написанную А. Володосем, блестяще исполнил Павел Нетук и был удостоен горячих оваций: виртуозность, шикарный «пианистический наряд» этой пьесы не могли оставить равнодушными даже самых скупых на похвалу зрителей.

А сколько различных состояний и чувств от безудержной радости до безутешного горя, философских идей, размышлений о жизни и смерти подарило второе отделение, в котором звучала музыка ХХ века! Все пианисты (кроме уже упомянутых, выступили Денис Линник, Людмила Горбач, Мария Деменкова, Михаил Черноок) продемонстрировали отличное владение роялем, художественную зрелость и яркую индивидуальность.

Каждый из выступавших не просто «отбывал номер» на сцене, но стремился донести до сидящих в зале слушателей то ценное, что заложено в музыке: они вели за собой, наладив возвышенный духовный контакт между композиторами разных эпох и стилей и публикой.

Сергей Альтшулер (V курс, фортепиано)