- Белорусская государственная академия музыки -

https://bgam.by

-

Методика преподавания игры на кларнете

Скороходов, В. П. Методика преподавания игры на кларнете : учеб. пособие / В . П. Скороходов. — Минск : Белорусская государственная академия музыки, 2022. — 219 с.

Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов учреждений высшего образования по специальности «Духовые инструменты (по направлениям)»

ISBN 978-985-7187-73-7.

В учебном пособии кандидата философских наук, доктора культурологии (РФ), профессора , заведующего кафедрой деревянных духовых инструментов Белорусской государственной академии музыки В . П. Скороходова даются важные практические рекомендации по развитию виртуозной техники, исполнительского дыхания, музыкальной памяти , навыков чтения нот с листа, поднимаются вопросы , связанные с исполнением мелизмов , ансамблевой игрой, овладением современными приемами игры на кларнете, подготовкой к публичному выступлению.

Издание адресовано преподавателям высшего и среднего звена системы музыкального образования , слушателям курсов повышения квалификации, студентам, магистрантам, аспирантам, учащимся.

Пособие развивает и дополняет ранее изданные научные статьи и книги автора.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (5)

Раздел 1. Акустические основы звукообразования на деревянных духовых инструментах (9)
Тема 1. Акустическая природа и основы звукообразования при игре на кларнете (9)

Раздел 2. Исполнительский аппарат (15)
Тема 2. Общие вопросы постановки (15)
Тема 3. Амбушюр (21)
Тема 4. Исполнительское дыхание (24)
Тема 5. Резонаторы (35)

Раздел 3. Основные исполнительские средства музыкальной выразительности (39)
Тема 6. Звук (39)
Тема 7. Интонация (44)
Тема 8. Моторика, ритм, темп, метр (49)
Тема 9. Атака, артикуляция, штрихи, агогика (69)
Тема 10. Динамика, основные украшения музыкального текста ( форшлаг, группетто, трель), каденция (93)
Тема 11. Нетрадиционные исполнительские приемы и средства выразительности (114)
Тема 12 . Музыкально-исполнительские термины (129)

Раздел 4. Методика обучения игре на деревянных духовых инструментах (140)
Тема 13. Организация и методика проведения урока (140)
Тема 14. Организация домашней работы ученика (145)
Тема 15. Работа над инструктивным материалом (151)
Тема 16. Работа над музыкальным произведением (159)
Тема 17. Работа над ансамблевой, оркестровой литературой и развитие навыков чтения нот с листа (168)
Тема 18. Особенности сольного исполнительства (181)
Тема 19. Развитие музыкальных способностей в процессе обучения. Воспитательная работа педагога специального класса (195)
Тема 20. Изучение педагогического репертуара (205)

Список использованной литературы (213)