Вопросы музыкального исполнительского искусства / сост. и науч. ред. В.Л. Яконюк; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. – Вып. 36. – Минск: УО «Белорусская государственная академия музыки», 2015. – 311 с. Тираж 100 экз. ISBN 978-985-7048-67-0.
В статьях сборника рассматриваются актуальные проблемы теории и методологии исполнительского искусства, исполнительской интерпретации музыкальных произведений, отдельные аспекты жанрово-стилевого своеобразия композиторского творчества, вопросы истории музыкального искусства и образования. Издание адресуется специалистам в области музыкального искусства и образования, преподавателям, студентам и аспирантам учреждений образования сферы культуры и искусства.
Вопросы методологии музыкального исполнительского искусства
- Тарасова О. Музыкальное исполнительство в контексте кросскультурных процессов современности — с. 3
- Сернова Т. Авторский стиль исполнителя как система отношений — с. 16
- Петкевич И. Интерпретатор графических партитур – посредник, соавтор, автор — с. 30
- Горбушина И. О терминологическом аппарате при изучении пианистического искусства: вопросы исполнительской интерпретации — с. 37
- Оношко И. Виртуозность как профессиональный атрибут музыканта-исполнителя эпохи классицизма — с. 45
- Иконникова Л. Семиотические ресурсы интерпретирующих жестов хорового дирижера — с. 56
- Польская И. Феномен музыкального ансамбля в анропоцентристском дискурсе — с. 68
- Степанцевич К. Роль творческого диалога преподавателей музыковедческих и других дисциплин в профилизации выпускников исполнительских специальностей музыкальных учебных заведений — с. 77
- Веденин И. Информационные технологии в музыкальном обучении ХХI века — с. 87
- Иванова Т. Аспекты фортепианного просветительства в контексте музыкальной социологии и экологии музыкальной культуры — с. 96
Исполнительская интерпретация произведений музыкального искусства
- Метельская Е. Принцип единовременного контраста в жанре вариаций эпохи барокко: к проблеме интерпретации барочных вариаций для клавира — с. 106
- Пилипенко Е. Циклическая форма эпохи классицизма в практике изучения педагогического репертуара (В.А. Моцарт. Фантазия с-moll KV 475, Соната с-moll KV 396) — с. 115
- Кокушкин В. «Макрокосмос» Дж. Крама и его исполнительское «прочтение» — с. 127
- Бычкова Н. Выразительные возможности педали в фортепианных произведениях Эдисона Денисова — с. 148
- Баёва С. Исполнительская интерпретация неофольклорных хоров белорусских композиторов конца ХХ века — с. 156
- Густова Л. Слушательская интерпретация православной певческой практики как компонент литургического пространства (оценочный аспект стилевой типологии) — с. 169
Жанрово-стилевые аспекты композиторского творчества в контексте музыкального исполнительского искусства
- Рябуха Н. Концептуализм позднего фортепианного творчества А. Шнитке (на примере цикла «Пять афоризмов») — с. 177
- Майстер А. Композиционно-драматургическое решение Концерта для фортепиано с оркестром Д. Смольского — с. 188
- Лазутская Н. Инструментальный концерт в свете современных тенденций развития исполнительства на домре — с. 210
- Политанская О. Детская фортепианная музыка В. Каретникова как отражение стиля композитора — с. 218
- Ся Юньцзин Традиционная ритмика в современной китайской фортепианной музыке — с. 232
- Ассуил М. Черты ориентализма в фортепианных произведениях французских композиторов (Клод Дебюсси и Рейнальдо Ан) и проблема их воплощения в фортепианной интерпретации — с. 242
История музыкального исполнительского искусства
- Ничков Б. Московская исполнительская школа игры на духовых и ударных инструментах и ее роль в становлении и развитии духовой инструментальной культуры Беларуси — с. 250
- Жукова Л. Григорий Соколов: размышления о музыкальном исполнительстве — с. 269
- Шацкая В. Методы работы с учениками в классе специального фортепиано Н. А. Шацкой — с. 278
- Лаврик Е. Научное наследие И. П. Благовещенского и его роль в развитии скрипичного искусства Беларуси — с. 288
- Прадед В. Исполнительские средства музыкальной выразительности в свете проблем теории музыкально-исполнительского искусства — с. 295
Сведения об авторах — с. 305