- Белорусская государственная академия музыки -

https://bgam.by

-

Юбиляры – 2018 в юбилейный год академии: Андрей Юрьевич Мдивани

Народный артист Беларуси, профессор Андрей Юрьевич Мдивани уже не преподаёт в Белорусской государственной академии музыки, где долгие годы вёл класс композиции. Но расстаться с ней не может, ведь тут осталась часть его души.

– Андрей Юрьевич, какую роль сыграла Академия музыки в Вашей жизни?

– Я благодарен консерватории за тот уровень профессиональных знаний, который она мне в своё время дала. Всё моё творчество, начиная с «Фресок» и Первой симфонии, – это результат профессионального музыкального образования. Конечно, как и другие студенты, я немного «филонил». Но каждый учебный год был для меня праздником. Я выражаю огромную благодарность всем, у кого я когда-то учился, с кем работал, с кем, уже не преподавая в этом учебном заведении, остаюсь вместе всей душой. И в первую очередь хочу вспомнить таких замечательных композиторов, как Анатолий Васильевич Богатырёв и Владимир Владимирович Оловников, учеником которых мне посчастливилось быть. Они сыграли огромную роль в становлении меня как композитора и развитии моего дальнейшего творчества.

Помню курс гармонии у Оловникова. Многие жаловались на его деспотизм как педагога, но на самом деле он давал ту основу, без которой композиторское творчество невозможно. Формировал гармоническое мышление, которое повлияло в будущем на становление авторского стиля и поддерживало творческую индивидуальность.

Не могу не сказать самых лучших слов о нашей библиотеке. В консерватории действительно прекраснейшая библиотека! И дело не только в том, что сейчас ей передали нотный материал, который хранился в Авторском фонде Союза композиторов. Наша библиотека всегда ориентировалась на приобретение самых нужных произведений – в частности, тех, которые формируют композиторское мышление. Благодаря ей, для меня когда-то настоящей школой композиторского мастерства стали симфонии Онеггера, партитуры которых я «залистал» до дыр. И, изучив от первой до последней ноты, состоялся сам как композитор. Поэтому я не устаю повторять, что библиотека – это важнейший элемент подготовки любого музыканта. При этом важно уметь пользоваться не только нотным материалом, но и фонотекой, развивая свой слуховой опыт в нужном направлении.

Многое понимаешь и оцениваешь лишь на расстоянии, спустя долгое время. И так хочется, чтобы следующие поколения учитывали этот опыт предшественников! Поэтому я всегда пытался убедить своих студентов в том, что годы учёбы надо использовать правильно, проводить их с максимальной пользой. Учась в консерватории, важно получить весь необходимый багаж знаний и дальше двигаться с ним самому.

– На что ещё Вы всегда обращали внимание своих учеников?

– Моей целью всегда было научить их профессиональному мелодизму. Этому я, как только что сказал, учился у Онеггера. Тогда я впервые понял, что опора на народную песню и тем более её цитирование – это только начальный этап. А дальше надо искать свою собственную мелодию – именно мелодическое начало, а не только чисто речитативное, инструментальное и т.п. И студентов я тоже постоянно ориентирую на то, чтобы они умели создавать современную мелодию, а не только речитатив. Потому что мелодия – это носитель красоты. А музыка должна нести красоту, возвышенные чувства. Стремление к красоте должно оставаться в основе основ музыкального творчества.

– Итак, по Вашим словам, в основе основ – красота и… консерватория, которая даёт профессионализм и само понимание необходимости красоты в музыке и, шире, в нашей жизни. Андрей Юрьевич, как вы оцениваете нынешнее состояние Академии?

– Я счастлив, что её возглавляет Екатерина Николаевна Дулова – профессионал высочайшего класса. Я спокоен за будущее нашего учебного заведения, когда знаю, что такой человек у руля. Но мне не нравится нынешнее название Академия музыки. Более естественным я считал и считаю прежнее – консерватория. Оно неповторимое и сразу выделяет вуз среди всех остальных. А вообще, консерватория, как бы она ни называлась, – это то, без чего жить невозможно!

Беседу провела Полина Чирич (музыковед, V курс)