- Белорусская государственная академия музыки -

https://bgam.by

-

Темы разные нужны, темы разные важны

4–7 апреля 2017 года в Белорусской государственной академии музыки проходили XXVI Международные научные чтения памяти Л.С. Мухаринской (1906–1987) и Международный форум этнокультур. На конференции выступили исследователи из разных городов Беларуси, Казахстана, Латвии, Польши, России, Украины. Нам удалось задать несколько вопросов некоторым из них.

Елена Михайловна Смирнова – доктор искусствоведения, профессор кафедры татарской музыки и этномузыкологии Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова (Россия, Казань). Сфера научных и педагогических интересов: фактурная, ритмическая, звуковысотная организация в музыке; теоретические проблемы татарской традиционной музыки. Тема диссертации: «Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья» (СПбГК имени Н.А. Римского-Корсакова, 2010).

Наталья Николаевна Гилярова – кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (Россия, Москва), руководитель Научного центра народной музыки имени К.В. Квитки МГК имени П.И. Чайковского. Основной круг исследований – теоретические проблемы современной фольклористики: взаимосвязь стиха и напева в русской песне, феномен традиции в фольклоре, особенности русских песенных жанров, стилевые особенности русской народной музыки, межэтнические связи, вопросы, связанные с механизмом передачи традиции в практическом плане. Тема диссертации: «Народная музыкальная культура Мещеры. Исторические предпосылки становления и современное состояние традиции» (МГК имени П.И. Чайковского, 1986).

Татьяна Викторовна Карташова – доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, заслуженный деятель науки и образования Российской Федерации (Россия, Саратов). Научные интересы связаны с исследованием классической музыки Северной Индии (Хиндустани), изучением которой занимается с 1985 года. Тема диссертации: «Упшастрия как интегральный феномен музыкальной культуры Северной и Южной Индии» (МГК имени П.И. Чайковского, 2010).

Лариса Анастасьевна Гнатюк – кандидат искусствоведения, доцент, и. о. профессора кафедры истории мировой музыки и кафедры истории украинской музыки и музыкальной фольклористики Национальной музыкальной академии Украины имени П.И. Чайковского (Украина, Киев). Сфера научных интересов – становление и развитие высшего музыкального образования в Украине. Тема диссертации: «Николай Лысенко и Лейпцигская консерватория: немецкая музыкально-теоретическая школа как фундамент европейского музыкального образования» (КГК имени П.И. Чайковского, 1994).

– Каковы Ваши первые впечатления от Минска и Научных чтений памяти Лидии Сауловны Мухаринской?

Елена Смирнова (Е.С.): В Минске я впервые. Впечатления от вашей столицы – самые светлые, самые радужные и позитивные. Надеюсь, в дни конференции выкрою время хоть немного погулять, насладиться красивыми городскими видами.

Наталья Гилярова (Н.Г.): Я впервые принимаю участие в Научных чтениях памяти Мухаринской. Но в Минске мне уже удалось побывать, правда, очень давно, около тридцати лет назад: я приезжала сюда вместе со своей студенткой на одну из научных конференций. Город так изменился! Да и музыковедение не стоит на месте. Свидетельством этому – обширная программа теперешних Чтений.

Татьяна Карташова (Т.К.): На данной конференции я впервые, буду представлять работу о звукомузыкальном образе индийской цивилизации. Я не успела ещё ничего увидеть, но очень хочется.

Лариса Гнатюк (Л.Г.): Еду к вам всегда с огромным желанием! На Чтениях Мухаринской, если не ошибаюсь, уже в третий раз. По возвращении домой собиралась на ближайшем заседании кафедры подробно рассказать о поездке, но поняла, что не выдержу, впечатления меня так и переполняют, написала своим коллегам, что прямо сейчас «сяду на телефон» и начну всем рассказывать, как здесь хорошо.

– Какие из представленных в программе докладов кажутся Вам наиболее интересными?

Е.С.: В первую очередь меня интересуют доклады, связанные с моей областью научных исследований. Это изучение фольклора, причём во всех его географических направлениях, т. е. фольклора белорусского, татарского, якутского… Важным компонентом любого доклада является музыкальная составляющая, живая интонация народного музицирования. Надеюсь, мои коллеги порадуют нас качественным звучанием сделанных записей.

Н.Г.: Все заявленные доклады привлекают определенное внимание, поэтому особо интересна их реализация в рамках данной научной конференции.

Т.К.: Впереди много интересных выступлений, надеюсь, узнаю для себя много нового.

Л.Г.: Я уже успела послушать несколько выступлений. Очень интересный доклад у О.П. Савицкой «Жанр симфонии в панораме современной белорусской музыки». Этот материал я знаю по её статьям, которые выходили и у нас. Как-то мне нужно было отформатировать присланную ею статью о симфониях Олега Ходоско и я так зачиталась, что забыла о форматировании, захотелось послушать их и практически все прослушала! Очень интересно всегда выступает Н.Г. Ганул, которая презентовала справочное энциклопедическое издание «Белорусская государственная консерватория – Академия музыки: история в лицах (1932 – 2017 гг.)». Это настоящий мастер слова. Она читала у нас мастер-классы, и студенты уже не первый год спрашивают, когда она ещё приедет. Свои лекции она иллюстрировала прекрасной белорусской музыкой, мы записали выступление на видео и теперь используем этот материал на занятиях по дисциплине «Музыкальные культуры зарубежья». Отмечу также доклады А.А. Тихомировой («Типы тематизма в музыкальной композиции второй половины XX в.: к вопросу классификации») и Л.Г. Запеваловой («Выдающиеся мастера театрального искусства прошлых лет: параллели и пересечения»). Они подняли те проблемы, которые волнуют и нас, мы также «вытаскиваем из небытия» незаслуженно забытые имена. Восстановление по крупицам прошлого, всех имён, связанных с развитием национальной истории и культуры – наше общее дело и, в то же время, дело каждого из нас. Высокий уровень всегда показывают ваши аспиранты, иногда даже с некоторой ревностью думаю: «Ваши аспиранты выступают лучше, чем наши». Наш ректор просто обожает вашу Академию музыки! Когда в один из своих приездов Н.Г. Ганул пришла с ним побеседовать, он провёл для неё экскурсию, общался как с лучшим другом. Вы все для нас не просто коллеги, соседи, – друзья!

– Как Вы думаете, насколько важны такие конференции для исследователей?

Е.С.: Научные конференции, во-первых, дают возможность установить непосредственное общение с коллегами, которые разбросаны, «рассеяны» географически. Мы имеем возможность увидеться с ними воочию, пообщаться лично. Во-вторых, мероприятия такого рода будят исследовательскую мысль. Во время конференций открываются иные ракурсы, иные подходы, на протяжении двух-трех дней на ограниченном временном пространстве раскрывается многоаспектная картина мира. Во время работы над какой-либо темой исследователем выбирается свой индивидуальный план, а на конференциях становятся зримыми новые, совершенно иные пути к одному и тому же явлению. Такое панорамное видение дает только конференция. Соглашусь, знакомство со сборниками научных трудов тоже обладает подобными свойствами, но проигрывает из-за недостатка живого общения.

Н.Г.: Всегда радуюсь, замечая среди слушателей чтений не только исследователей, но и студентов. Когда собираются ведущие специалисты в разных областях музыковедения из разных стран, молодые исследователи по-новому видят дальнейшие перспективы научной деятельности, получают живое, свежее вдохновение.

Т.К.: Для каждого исследователя важен обмен опытом, потому что все мы, по сути, «варимся в своём соку», исследуя ту или иную область музыкознания. Кто-то интересуется белорусской музыкальной культурой, кто-то – татарской, я – индийской. Для нас наши работы являются детьми, рожденными в научных условиях. Не обязательно в докладе вдаваться в какие-то подробности, но представить свой труд всегда почётно.

Л.Г.: Научные чтения, конференции не просто важны – необходимы. Это как свежий воздух. Без них наука просто «заглохнет», «закиснет». Ведь именно на таких мероприятиях происходят личные встречи учёных разных стран, стимулирующие дальнейшее сотрудничество. Приезжаешь сюда и набираешься новых идей, чтобы использовать их потом в своей работе. Обмен опытом очень важен. Замкнуться в своей «скорлупе», никого не видеть и не слышать – это путь в никуда. Поэтому такие конференции нужно проводить как можно чаще.

– Расскажите, пожалуйста, над чем Вы работаете сейчас? Какая сфера музыкознания находится в области Ваших научных интересов?

Е.С.: Сегодня, как и вчера, и позавчера, в центре моего внимания находится татарский музыкальный фольклор. Сейчас мы занимаемся изданием фольклорных сборников из серии «Памятники татарского народно-поэтического творчества». Первый из них посвящён астраханским татарам, второй – уральским татарам, третий – татарам-мишари. В настоящее время в работе следующий сборник данной серии, посвящённый чистопольским кряшенам (православным татарам).

Н.Г.: Основным моим научным направлением является этномузыкология. В подарок вашей Академии музыки я привезла сборник «Музыкальный фольклор и этномузыкология: век XXI» – большой труд, посвященный комплексному обследованию территорий, в котором принимала участие и ваш белорусский этномузыколог Л.Ф. Костюковец. Тема моего сегодняшнего доклада – «Работа с фольклорными архивами в современных условиях» – вполне ясно очерчивает поле моих научных исследований, целью которых я ставлю доведение до широкой общественности вокальных традиций того либо другого региона в их широком разнообразии, с включением этнографии, обрядов, костюмов, т. е. их комплексного изучения.

Т.К.: Более 40 лет, т. е. практически всю свою жизнь я занимаюсь музыкальными культурами мира, авторский курс под таким названием веду в Саратовской консерватории. В зоне моего внимания находятся музыкальные культуры Индии, Монголии, Австралии и Океании, Африки, Ближнего и Среднего Востока (Иран), Юго-Восточной Азии (Индонезия), Дальнего Востока.

Л.Г.: Сейчас я занимаюсь историей становления высшего музыкального образования в Украине, исследую 1920–30-е годы. В кандидатской диссертации я немного затронула предыдущий период, но не как самоцель. Это было связано с годами обучения Н. Лысенко: я стала отслеживать, как происходило его профессиональное формирование, по каким книгам он учился. Меня это очень заинтересовало, поэтому я продолжила изучение материала в качестве докторской диссертации: рассмотрела целый комплекс музыкально-теоретических трудов первой половины XX века, теперь изучаю работы по истории украинской музыки. Хочу просмотреть все учебники, чтобы вывести формулу самого рационального новаторского образования. Ведь говоря о новаторстве, мы часто вспоминаем, на самом деле, хорошо забытое старое. К примеру, в Петербургской капелле был такой принцип: старшие студенты обязательно занимались с младшими, ведь для того, чтобы научиться самому, лучше обучать кого-то другого. Поэтому младших студентов не обижали, а холили и лелеяли, чтобы добиться хорошего результата. Сейчас в Западной Европе такая система считается ноу-хау, за это берут большие деньги. У нас всё это было, но, к сожалению, мы его потеряли.

– Традиции какой музыковедческой школы Вы наследуете? Кого из мэтров музыкальной науки могли бы назвать своими наставниками?

Е.С.: В Ленинградской консерватории в классе по индивидуальной гармонии я училась у Татьяны Сергеевны Бершадской. Затем писала диплом в её классе, у неё училась в аспирантуре на кафедре теории музыки, и она же была моим консультантом при написании докторской работы «Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья». Татьяна Сергеевна – выдающийся русский музыковед, музыкант-теоретик, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России – мой учитель от ранних лет до сих пор.

Н.Г.: Моими наставниками были величайшие этномузыкологи. Это родоначальник Московской консерваторской школы Климент Васильевич Квитка (1880–1953), у которого училась и Лидия Сауловна Мухаринская. Непосредственно со мной работала Анна Васильевна Руднева (1903–1983) – российский музыковед-фольклорист, педагог, заслуженный деятель искусств РCФСР. Она была научным руководителем Кабинета народного творчества, участвовала в многочисленных фольклорных экспедициях, стала автором более 60-ти публикаций, в основном посвящённых анализу музыкально-поэтической стилистики русской народной песни.

Т.К.: Моим учителем в данной сфере музыковедения – музыкальные культуры мира – стал преподаватель Московской консерватории Дживани Константинович Михайлов (1938–1995), который является автором уникальной методологической системы изучения музыкальных культур мира и создателем одноимённого научно-учебного направления в Московской консерватории, композитором, учёным.

Л.Г.: Марина Романовна Черкашина-Губаренко – моя «научная мама» и даже больше! Она приняла меня в свой аспирантский класс, хотя на то время у меня было двое маленьких детей. Обычно таких аспирантов считают очень ненадёжными, потому что они в любой момент могут «сойти с дистанции», но она в меня поверила и очень помогла как с диссертацией, так и в дальнейшей жизни. Спасибо ей огромное! Я жила у неё три года, и это было замечательное, прекрасное время. Она мне и сейчас помогает, я всегда с ней советуюсь. Общение с ней – это счастье. Если долго не вижу Марину Романовну, начинаю скучать, звонить ей и договариваться о встрече – даже просто для того, чтобы где-то прогуляться. Мне невероятно повезло с научным руководителем, ведь между нами существует единение не только на профессиональном, но и на душевном уровне!

– Какие направления в современном музыкознании являются, на Ваш взгляд, наиболее перспективными?

Е.С.: Я не могу назвать себя очень современным человеком (смеётся). Меня интересует область ритмики, она мало разработана по сравнению с гармонией, теорией, историей музыки. Ритм – это область музыкознания, которая даже для выпускников консерватории порой остаётся «закрытой». Современные направления в музыке, на мой взгляд, должны ещё сложиться, многие из них пока не изучены и не представлены в академическом музыкознании. К примеру, массовая культура: в ней я наблюдаю закономерности той же устной профессиональной культуры, которые формировали искусство средневековой Европы. Особую перспективу я вижу также в изучении компьютерной музыки, музыки не только в кинофильмах, но и в компьютерных играх, т. е. всего, что связано с «виртуальной» музыкой.

Н.Г.: Настоящее время открывает перед нами множество неизвестных ранее музыкальных пластов. Во время моей учёбы в Московской консерватории очень мало были изучены такие области музыкального искусства, как западноевропейское Средневековье, музыка эпохи Возрождения, сейчас же этим темам посвящены масштабные исследования. Однако, на мой взгляд, эти направления по-прежнему весьма интересны для научной мысли.

Т.К.: Думаю, на поставленный вопрос не может быть универсального ответа, ведь каждый исследователь выбирает свой особый, уникальный научный путь. Кто-то впечатлён восточными музыкальными культурами, кто-то постигает особенности музыкальной формы, гармонии, фактуры, полифонии. Любая сфера музыковедения перспективна для изучения, если вкладывать в неё душу.

Л.Г.: Мне кажется, что-то выделить трудно, ведь музыковедение состоит из разных направлений. И если будет преобладать какое-то одно, произойдет перекос. Сейчас каждый, конечно, хвалит ту проблему, которой занимается. Тот, кто занимается, предположим, музыкой барокко, говорит: «Средневековье – это не то, а вот барокко…». Так и я. Мне более всего нравится педагогическое направление музыковедения, это перспективная стезя. О педагоге мгновенно забывают, как только выходят во взрослую самостоятельную жизнь: он не получает букета, когда чествуют его ученика, в лучшем случае, сидит в зале, в худшем – его не приглашают. Педагог остается в тени, но ведь он очень важен, потому что закладывает основную базу знаний, алгоритм мышления, принципы поведения своего ученика. Очень важно также изучение современной музыки: в этом направлении очень трудно быть объективным, трудно что-то прогнозировать, только время покажет, кто прав. Поэтому сейчас необходимо изучать современную музыку, в ней больше всего нерешённых проблем. В принципе, музыка любой эпохи, направления, любого народа всегда интересна и даже в исследованном материале всё равно находятся те векторы, которые можно было бы изучить. Как-то услышала такую мысль: каждое поколение должно писать свою биографию выдающегося композитора. Должен быть свежий взгляд, переосмысление сквозь призму своего времени. Так что любое направление интересно – важно уметь правильно подать информацию.

– Что бы Вы пожелали молодым исследователям, только начинающим свой путь в музыкальной науке?

Е.С.: В первую очередь, желаю «одержимости», т. к. без известного самоотречения от много исследователь попросту не может сложиться. Желаю попутного ветра, потому что очень многое зависит от внешних условий, которые благоприятствуют или не благоприятствуют. Пусть профессиональная среда поддерживает и стимулирует научный интерес и дальнейшую работу. Желаю быть здоровыми, заниматься спортом, быть активными не только умственно, но и физически.

Н.Г.: Продолжайте «гореть» на протяжении многих лет жизни, оставайтесь всегда молодыми и горячими.

Т.К.: Каждому музыковеду я желаю творить и ничего не бояться: не бояться писать, набивать свои «шишки», а в случае неудач – не отступать. И главное моё пожелание – любите то, чем вы занимаетесь. Это всегда вдохновляет и даёт возможность трудиться дальше.

Л.Г.: Ничего не бойтесь, идите вперёд! Занимайтесь своей профессией и помните, что ваши занятия – это банк, в который вы вкладываете всё: бессонные ночи, не съеденный когда-то завтрак, рабочие дни во время каникул, свою любовь и свою ненависть, свою лень… Это всё потом с процентами возвращается, как в любом банке (смеётся). Занимаясь сейчас, не заметите, как вырастете, будете смотреть на свои тексты и недоумевать: неужели это я писала? Это будет! Это – ваша профессия, ваше будущее и если не заниматься этим в молодости, потом догнать будет очень трудно. Любой упущенный момент практически невосполним, так что в период становления чем больше вы сделаете, тем лучше и легче будет дальше. Успехов!

Элина Салейчук (музыковед, V курс) беседовала с Е.М. Смирновой, Н.Н. Гиляровой, Т.В. Карташовой; Маргарита Король (музыковед, V курс) беседовала с Л.А. Гнатюк.