- Белорусская государственная академия музыки -

https://bgam.by

-

Шубертиада по-белорусски

Как часто у вас есть возможность услышать в Минске фортепианную музыку австрийского композитора Франца Шуберта? А когда последний раз вы слышали его музыку для фортепианного ансамбля? Причём именно в концертном исполнении? А между тем, 7 ноября 2020 года , в Малом зале им. Г. Ширмы Белорусской государственной филармонии состоялся именно такой монографический концерт.

Иногда кажется, что этот композитор родился немного не в своё время, ведь его творчество находится на стыке эпох. Даже сейчас исследователи не всегда могут точно определить, классицист он или романтик. Действительно, по некоторым музыкально-выразительным средствам, возможно, он где-то и классицист. Но по той теплоте и лиричности, которая явно присуща его музыке, — определённо романтик.

Все это можно было услышать на концерте в исполнении профессиональных пианистов: Валерия Боровикова, Натальи Котовой-Громовой, Сергея Микулика и Марины Русаковой (трое последних — ещё и преподаватели нашей Академии музыки). Поразило то, с какой лёгкостью артисты создали атмосферу того времени. Изящные движения рук — и мы попали на шубертиаду (именно так когда-то называли небольшие частные концерты, посвящённые творчеству композитора) и убедились, насколько необычно, разнообразно и грандиозно звучит его фортепианная музыка в 4 и даже 8 рук.

Ф.Шуберт известен, прежде всего, своими песнями. Он написал их более 600, и ещё при его жизни они пользовались особой популярностью. Различное проявление песенности можно услышать даже в его инструментальных произведениях — например, в Большом рондо для фортепиано в 4 руки, ор.107, которым и открылся субботний вечер. Фортепианный дуэт Валерий Боровикова и Натальи Котовой-Громовой передал всю лиричность, поэтичность этого произведения. Благодаря повторяемости главной мелодии в рефренах, произведение воспринималось этакой «большой песней».

При всей известности вокальных миниатюр, композитор возлагал надежды на свои крупные произведения. А среди них, между прочим, 9 симфоний, 5 опер, 11 зингшпилей, при этом часть партитур осталась незавершённой. Однако из его инструментальной музыки чаще звучали четырёхручные сочинения — в музыкальных салонах и в кругу друзей.

Наталья Котова-Громова, которая не только музицировала, но и вела концерт, напомнила зрителям высказывание о Шуберте его младшего коллеги — Роберта Шумана: «Если кто вообще властен разжечь в нас пламя любви к музыке, то это он своими четырёхручными сочинениями, которые сближают души быстрее, чем любые слова…» В подтверждение этих слов прозвучало Allegro для фортепиано в 4 руки, ор.144, которое могло бы стать частью большого сонатного цикла, но так и осталось самостоятельным произведением, очень разнообразным по тематическому материалу и контрастным по своему образному содержанию. А его эмоциональное и действительно романтическое исполнение тем же дуэтом прекрасно отразило программное название — Lebensstürme («Жизненные бури»).

В завершение шубертиады ярко и поистине грандиозно прозвучал известный квинтет «Форель» в переложении для двух фортепиано в 8 рук (транскрипция К.Бурхарда): к указанному выше дуэту Натальи Котовой-Громовой и Валерия Боровикова присоединились Марина Русакова и Сергей Микулик, образовав шикарный «Clavier-квартет».

Зрители долго не хотели отпускать пианистов, поэтому на бис был исполнен Блестящий вальс М.Мошковского, музыка которого хотя и создавалась значительно позже, но была стилистически близка атмосфере всего концерта.

И всё же, почему музыканты в первую очередь обратились к творчеству Шуберта? Что их как исполнителей заинтересовало в его музыке? На этот вопрос ответила Наталья Котова-Громова: «Мы давно хотели показать его творчество зрителям. И уже давно была идея исполнить его Forellenquintett». А то, что идея успешно воплотилась, стало чудесным подарком для всех ценителей прекрасного.

Александра Голубцова,
студентка 5 курса,
специальность » Фортепиано»