- Белорусская государственная академия музыки -

https://bgam.by

-

«Ночь впереди не кажется такой беспросветной» — интервью с профессором кафедры композиции Г.К.Гореловой

В этом году белорусский композитор Галина Константиновна Горелова отмечает свой юбилей. Мне, как студенту кафедры композиции Белорусской государственной академии музыки и ученику класса профессора Галины Константиновны Гореловой, было важно накануне юбилея пообщаться с композитором, задать несколько интересующих вопросов и сформировать список сочинений, созданных за последние 5 лет.

Галина Горелова – яркий представитель современной белорусской композиторской школы. Произведения автора обладают поэтическим очарованием, национальной характерностью интонации и глубокой философской наполненностью. Среди наиболее значительных произведений Галины Гореловой выделяются кантата на стихи поэтов ХХ в. «Anno mundi ardentis» («В год мирового пожара»); кантата «Тысяча лет надежды», Концерт для гитары, струнного оркестра и колоколов; Концерт «Троицкие фрески» для двух труб, струнных и ударных инструментов и «Notturno degli incurabili» («Ноктюрн неисцелимых») для симфонического оркестра.

Музыка Галины Гореловой исполняется в Швейцарии, Франции, Австрии, Италии, Финляндии, Германии, Чехии, Словении, Сербии, США, Мексике, Новой Зеландии, Польше, России и др. странах.

– Галина Константиновна, когда родители заметили в Вас любовь к музыке и что они об этом рассказывали? Как формировалось Ваше стремление стать композитором и продолжить обучение в консерватории?

Галина Горелова: Сколько я себя помню, с самого раннего детства родители, особенно отец, всегда говорили мне, что я буду музыкантом. Они не были музыкантами, но были очень музыкальны. У мамы отличный голос и она всегда пела, ходила в оперу (её любимым певцом был солист нашего театра Н.Ворвулёв). У неё было направление в музыкальное училище, но война помешала сбыться её мечтам. Отец играл на многих инструментах (лучше всего на аккордеоне), а в шкафу он держал очень красивую, тёмного дерева, мандолину, которую нам детям было запрещено трогать из-за её хрупкости. Во времена моего детства обучение в музыкальной школе было очень престижным и конкурсы при поступлении в первый класс были фантастическими. Музыкальных школ в Минске тогда было мало. Пианино стоило очень дорого – 5 тысяч (на сегодняшние деньги, думаю, это примерно 20 тысяч долларов). Когда я родилась, родители застраховали меня на 10 лет, это как раз была сумма 5 тысяч. Когда через 10 лет они получили страховку, то купили мне новенькое пианино – это было счастье! До этого «по дешёвке» они приобрели старенький немецкий, совершенно разбитый инструмент и в первых двух классах ДМШ я играла на нём. «Моё стремление стать композитором», как ты выражаешься, не имеет начала. Теперь мне кажется, что я хотела этого всегда, услышав «Альбом для юношества» Р.Шумана, «Детский альбом» П.Чайковского, а потом его «Времена года» и Первую симфонию, романсы Ф.Шуберта и Р.Шумана, сонаты Й.Гайдна. По радио очень часто давали популярную классическую музыку, у отца было много пластинок (они тогда были бьющиеся и с ними надо было обращаться очень аккуратно). В те времена, в отличие от нынешних, слово «композитор» звучало как «небожитель» и не только для меня, но для всех.

– Как воспитанница класса Дмитрия Брониславовича Смольского, насколько Вы ощутили на себе влияние его творчества?

Галина Горелова: Влияние Д.Б.Смольского невероятно! И совсем не в смысле стиля, а в смысле формирования моего мировоззрения, мироощущения. Он говорил: «Композитор – это не профессия. Это образ жизни, это стиль мышления, это неукротимое желание создавать свой собственный мир. Если эта побудительная причина существует в тебе – ты станешь творческой личностью. А стиль, язык, вкус у каждого пусть будут свои». Поэтому его ученики все разные и это очень хорошо.

– Некоторые композиторы основывают свои сочинения на традиционной технике композиции, кто-то обращается к современным приёмам письма, а иные стараются создать синтез современного и традиционного. К какому типу композиторов Вы относите себя?

Галина Горелова: Понятия «современное» – «традиционное», слава Богу, утратили антагонистический характер, как это было во второй половине ХХ в. Эти определения всегда касались языка. Но язык – это всего лишь средство общения, и когда пушкинский Импровизатор из «Маленьких трагедий» декламирует для русской публики на итальянском языке, то его страстность, выразительность его интонации всем понятна и он потрясает и убеждает слушателей. Не так важно, на каком языке ты говоришь, важно, что ты говоришь (этический критерий) и как ты говоришь (технологический критерий). Выразительность – это единственный показатель качества произведения, уровня его художественности. А это понятие самое главное в искусстве.

– Что вдохновляет Вас в процессе сочинения музыки?

Галина Горелова: Меня вдохновляет всё: природа, живопись, литературная, философская, технологическая или акустическая идея, мастерство какого-либо исполнителя, поразившего меня и пр.

– Вспоминая Вашу статью «Кафедра композиции в Эпоху шоуценризма», приуроченной к 85-летию Белорусской государственной академии музыки, хочу спросить, изменилось ли Ваше отношение к такому явлению, когда лишь одним нажатием клавиши при помощи компьютерных программ создаётся пьеса уже с исправленной гармонией и инструментовкой? Считаете ли Вы, что в будущем слово «композитор» может уйти из обихода?

Галина Горелова: Всё, что я написала в этой статье остаётся актуальным, к сожалению. Профессия композитора – именно, профессия – растворилась в потоке бездарных любительских поделок, имеющих отношение к музыке лишь формально. Всё о перспективе профессии композитора в самых мрачных тонах уже описано Владимиром Мартыновым. Но пока в профессию приходят творческие личности, такие как выпускники последних двух лет, уже в полный голос заявивших о себе, Андрей Цалко, Люба Сытько, Андрей Якушев, Игорь Комар, ночь впереди не кажется такой беспросветной.

– Также меня интересует вопрос, связанный с экологией. На сайте Белорусского союза композиторов упомянуто, что «из многочисленных произведений камерно-инструментальной музыки особое значение для Вас имеют те, идею которых Вы определяете как “экологическую”». Что сподвигло Вас обратить своё внимание на вопрос об экологии?

Галина Горелова: Для меня понятие «экология» – это обретение гармонии! Обретение гармонии через творчество. В жизни гармония труднодостижима, но есть творчество, где невозможное становится возможным! «Экологическая музыка» – это условное, конечно, название. На поверхности – это когда «возвращается сердце в природу». Так проще понять. Поэтому мне нравятся сочинения Петериса Васкса и Лепо Сумеры.

– С 1980 года Вы начали преподавать в Белорусской государственной консерватории им. А.В.Луначарского, с 2009 года как профессор, а с 2013 года Вы стали заведующим кафедрой композиции. Какое отношение Вы воспитываете у студентов к процессу сочинения музыки?

Галина Горелова: Отношение к процессу сочинения музыки всегда одно и то же, несмотря на появление Интернета и новых технических ресурсов. Потому что дело не в них, а в душе и в структуре психики того, кто притязает на звание «композитор». Это всё и решает: станет ли студент творческой личностью, или останется, в лучшем случае, «просвещённым дилетантом».

– Галина Константиновна, насколько иначе сейчас проходит обучение композиции в стенах Белорусской государственной академии музыки в сравнении с теми временами, когда Вы сами были студентом?

Галина Горелова: Формы обучения композиции сейчас изменились в сторону использования новых технологий, а суть обучения осталась прежней, как прежней осталась и цель: программа минимум – научить любого, пришедшего на кафедру студента, технологии, а программа максимум – воспитать творческую личность. Общий же принцип, которого придерживаются все преподаватели кафедры в том, что «ученик не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь».

– В этом году Вы отмечаете свой юбилей. Как он будет проходить, может есть специально написаны для него новые произведения?

Галина Горелова: Юбилей – самое печальное дело. Как было бы хорошо, если бы о нём все забыли и не напоминали бы мне никогда!

Список произведений за 2015-2020:
2015

• «Портреты». Концертино для кларнета, струнных и ударных;
• «Курица». Скерцо для балалайки и фортепиано;
• «Роден». Большая концертная фантазия для гитары;
• Прелюдия и фуга для гитары.

2016

• «Диалог с закатом» для кельтской арфы и 22-х стеклянных бокалов, наполненных дождевой водой;
• «Библейские мотивы». Сюита для гитары;
• «Женщина и птица в лунном свете». Фантазия для трубы соло;
• «Тропинка в высокой траве». Маленькая сюита для кларнета и фортепиано;
• «Из японской народной поэзии». Вокальный цикл для женского голоса и фортепиано.

2017

• «Харон». Фантазия для гитары и камерного оркестра;
• «Ландшафты». Сюита для кларнета и ударных;
• «Litania». Пьеса для флюгельгорна и органа;
• «Последний день лета». Постлюдия для кларнета и виолончели.

2018

• «Страдивари» концерт для дирижёра и камерного оркестра.

2019

• «Маленький осенний реквием» для смешанного хора и ударных;
• «Па дарозе дадому» на сл. Виталия Рыжкова для голоса, саксофона-сопрано и фортепиано;
• «Марк Шагал. Душа над городом» балетная музыка (1ч.).

2020

• «Марк Шагал. Душа над городом» балетная музыка (2ч.);
• «Танцующий прапорщик». Скерцо для трубы, тромбона и ударных;
• «Калядныя мініяцюры». Для смешанного хора.

Мы поздравляем Вас, Галина Константиновна Горелова, с юбилеем! Желаем Вам плодотворной деятельности и творческого вдохновения! Мы очень ценим и любим Вас! Прежде всего за Вашу музыку, педагогическую деятельность и состоявшийся разговор.

Ученики класса профессора Галины Константиновны Гореловой и Студенческое научно-творческое общество Белорусской государственной академии музыки.

Интервью подготовил Комар Игорь,
студент V курса
кафедры композиции