- Белорусская государственная академия музыки -

https://bgam.by

-

Лекция про «… Даму» и про… лекцию (В.Ивкина)

В завершение XXVIII Международных научных чтений памяти Л.С. Мухаринской и Международного форума этнокультур 6 апреля 2019 года состоялась творческая встреча с кандидатом искусствоведения, музыкальным критиком, лектором Ярославом Тимофеевым – главным редактором российского журнала «Музыкальная академия», причём самым молодым из занимавших эту должность ранее.

Вначале он прочёл лекцию «Тайная доброжелательность» (об опере П.И. Чайковского «Пиковая дама»), а после небольшого перерыва поделился своими мыслями о музыкальной критике, не скупясь на практические советы и рекомендации.
Оперу П.И. Чайковского, написанную по мотивам одноименной повести А.С.Пушкина «Пиковая дама», лектор выбрал для своего выступления неслучайно. Он, как и многие другие исследователи, на чьи материалы он опирался, считает её одной из самых загадочных опер, где «музыка обладает мощью и силой внушения». Эту мысль подтверждает и завораживающая история создания оперы: как рассказал лектор, во время её сочинения композитор «вошел в изменённое состояние сознания – это стало почти спиритическим сеансом». По этой либо по другой причине, но опера «Пиковая дама» переполнена намёками, где каждая деталь помогает воссоздать драматическую картину. Краткий экскурс по всему музыкальному произведению, проведённый Я.Тимофеевым, раскрытое им в партитуре большое количество «числовых тайн», а также «мистических знаков», где внутренняя жизнь мотивов полностью выстаивает картину «оперы-оборотня», – всё это помогло приблизиться к разгадке «Пиковой дамы», в которой порой «музыка говорит больше, чем текст».

Лектор выделил образ «кривого зеркала». В Интродукции вырисовывается чёткий вектор движения «от карт к любви», но он становится чем-то вроде «зеркальной обманки», ведь опера подчинена обратному движению: «вначале была любовь, но её место потом заняли карты». В зеркальном соотношении друг с другом находятся 2-я и 4-я картины, в основу которых положено завоевание Германом вначале Лизы, а потом и Графини. Причём если у Пушкина Лиза была бедной приживалкой Графини, то у Чайковского становится её внучкой, и эта кровная связь превращает их в ещё одно зеркальное отражение друг друга. А карты – разве не зеркало? Ведь на каждой – два изображения её масти: прямое и «перевёрнутое».

В центре оперы находится идея подмены. Не только жизненных ценностей, но и основных лейтмотивов. На деле оказывается, что тема любви является темой карт. Разве не красноречиво? А разве не создаёт зеркального отражения приём «театра в театре», использованный в пасторали «Искренность пастушки»? Это зеркало – тоже с «обманом», с «подменой»: Герман поначалу предстаёт в образе бедного Миловзора, любящего Прилепу, но на деле оказывается – Златогором (а имена-то какие «говорящие»!).
Интересной находкой самого Ярослава Тимофеева стало сопоставление Германа и графа Сен-Жермена. Не все задумывались, что первородный грех, о котором мы узнаём из Баллады Томского, был совершён Графиней в её молодости. Именно тогда произошла первая подмена: любовь была заменена деньгами, когда Графиня узнала три карты «ценой одного рандеву». Но имя того графа Saint-Germain схоже по написанию с именем Герман, как бы намекая на повторение истории.

Принципиально важное место в опере Чайковского занимают числовые комбинации. Три знаковых числа – это 3, 7, 12 (число Пиковой дамы), вокруг которых будет завязано всё основное развитие произведения. Числа отражены и в структуре произведения: 3 действия и 7 картин. В опере 3 основных лейтмотива, во время действия происходит 3 смерти и т.п.

Вторая часть творческой встречи была построена в формате советов и рекомендаций по музыкальной критике и лекторскому делу: как писать рецензии, как брать интервью, как читать лекции. Запомнилось утверждение: «Музыкальная критика – это искусство, которое ничуть не уступает место живописи и музыке». При этом сам Ярослав, как и практически все современные исследователи и практики, разграничивает критику и журналистику. Задача журналистики – информирование общества, анализ происходящего и анализ событий. Задача критики – глубинное постижение искусства и донесение этого до читателей в достаточно демократичной форме. Однако проблемой современности становится совмещение этих несовместимых вещей.

В журналистике Тимофеев выделяет три основных принципа: эксклюзивность, скорость и качество. Он процитировал Оскара Уайльда: «журналистику невозможно читать, а литературу никто не читает», тем самым акцентируя внимание на том, что журналистика тоже должна стремиться быть похожей на настоящую высококачественную литературу.

Главные качества в критике, по мнению Ярослава Тимофеева, – форма и содержание, а также их единство. Форма – это язык, которым формулируются мысли, а содержание – это идея. Поэтому идеальным вариантом становится «яркая идея, выраженная ясным языком».

Значительная часть лекции была посвящена двум основным жанрам журналистики – рецензии и интервью. Главный редактор «Музыкальной академии» поделился своим личным опытом, слушатели получили дельные советы и рекомендации.
Последняя часть выступления была посвящена лекторской практике музыковеда. Ярослав отметил, что в современном мире активизировался интерес к данному жанру. Если раньше на лекции приходили для того, чтобы узнать уникальную информацию, то сейчас приходят не за информацией, которую легко добыть через тот же интернет, а за эмоциями и живым общением, которые и должен обеспечить лектор.

Оживленная реакция публики, поток вопросов и активные обсуждения, возникавшие во время выступления Ярослава Тимофеева, свидетельствовали о значимости и актуальности таких творческих встреч. И о правоте А. Сент-Экзюпери, назвавшего человеческое общение настоящей, самой большой на земле роскошью.

Виктория Ивкина, музыковед 4 курса