- Белорусская государственная академия музыки -

https://bgam.by

-

Концерт-конкурс на лучшее исполнение произведения белорусского композитора

25 ноября 2021 года в рамках проекта «Навстречу юбилею Белорусской государственной академии музыки» кафедрой деревянных духовых инструментов был подготовлен и проведен Концерт-конкурс на лучшее исполнение произведения белорусского композитора. Организаторами конкурса был выбран принципиально новый формат творческого взаимодействия композиторов и исполнителей: композиторы стали для его участников и принципиальными, строгими судьями и, в то же время, мудрыми наставниками по творческому видению художественной концепции исполняемых произведений.

Студенты кафедры деревянных духовых инструментов приняли активное участие в данном творческом мероприятии. С сольными номерами выступили Полина ДОВГУНЕНКО (гобой), Виктория ЯНУШКЕВИЧ (флейта), Варвара КОНЦЕВЕНКО (флейта), Мария РЫБАЛКО (флейта), Алексей ИОРДОСОПОЛЬ (саксофон), Виктор ТИМОФЕЕВ (саксофон), Никита КАНОНИК (фагот), Дарья КАРАВАЕВА (фагот).

Разнообразно была представлена и тембровая палитра деревянных духовых инструментов в ансамблях: квартет кларнетов (худ. рук. – профессор В.П. Скороходов), квартет флейт (худ. рук. – доцент С.И. Ситникова), квартет саксофонов (худ рук. – доцент Г. И. Козодой) и квинтет духовых инструментов (худ. рук. – профессор В. В. Будкевич).

На концертной сцене конкурсантов поддерживали и концертмейстеры кафедры – Елена ЧЕКИР, Анна БРЫЛЕВА, Юлия БЕЛЬКЕВИЧ, Наталья МАЛНАЧ.

Студенты с особым трепетом и ответственностью отнеслись к выступлению с произведениями белорусских авторов. Исполнителям было особенно волнительно, так как им представилась возможность играть сочинения самих композиторов-членов жюри: Галины Константиновны Гореловой, Николая Константиновича Литвина, Виктора Антоновича Войтика. В жюри вошел также композитор Вячеслав Владимирович Кузнецов.

В концерте-конкурсе прозвучали произведения как для солистов («Она в безлюдье Грушевого сада на флейте князя Нинского играла…» для флейты соло Г.Гореловой, Триптих «Апельсиновый сад» для саксофона соло Е.Шиманович, Сонатина для саксофона соло Г. Ермаченкова) так и в дуэте с фортепиано (Лирическая пьеса для гобоя и фортепиано Г.Оловникова, Соната для флейты и фортепиано А. Бондаренко. «Буколика» для флейты и фортепиано В. Кистеня, Соната для фагота и фортепиано П.Подковырова, Поэма для фагота и фортепиано Н. Литвина, «Павуцiнка ў верасе» для кларнета и фортепиано В.Войтика). Разнообразна была представлена и ансамблевая музыка: «Часы на камине» Е. Атрашкевич, «Вальс» Д. Смольского, Квинтет «Весенние голоса» В. Войтика, квартет П. Подковырова.

После конкурса нам удалось пообщаться с его творческими руководителями, членами жюри и участниками. Абсолютно для всех это мероприятие стало важным событием и оказало яркое впечатление.

«Мне кажется, что ни преподаватели, ни студенты кафедры деревянных духовых инструментов не могли обойти стороной именно музыкальные произведения белорусских композиторов», – отметил организатор, творческий руководитель и ведущий концерта-конкурса Владимир Павлович Скороходов, заведующий кафедрой деревянных инструментов, доктор культурологии, кандидат философских наук, профессор. Также он поделился, что провёл масштабное исследование, и за последние десять лет только сонат для духовых инструментов было написано свыше тридцати, не считая пьес и произведений других жанров. С некоторой нотой грусти Владимир Павлович отметил, что не все студенты знакомы с репертуаром белорусских композиторов, но ожидание от задуманного мероприятия полностью оправдались. Профессор очень высоко оценил подготовку студентов, работу педагогов и концертмейстеров: «Я видел, как студенты старались максимально продемонстрировать свои умения, но не забывали о главной задаче – передать художественный образ произведения».

Поддержал слова заведующего кафедрой и один из членов жюри, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования и инструментовки, профессор, композитор Вячеслав Владимирович Кузнецов. По его словам, высокой оценки заслуживает работа не только студентов и преподавателей, но и всей кафедры в целом. На вопрос, какими критериями руководствовалось жюри при оценке исполнения, Вячеслав Владимирович сказал, что всем предъявляли одинаковые требования, несмотря на то, студент это или учащийся гимназии-колледжа. Самыми важными показателями стали качество звука, понимание концепции, драматургии сочинения: «Мы оцениваем и эмоциональный посыл, и технику, но важно, чтобы техника не стала главной идеей, а главной являлась музыкальная душа». По словам композитора, проведение подобных концертов-конкурсов очень важно, так как конкурс даёт толчок для написания новых сочинений, в процессе прослушивания у самого Вячеслава Владимировича возникли новые замыслы и идеи.

Общий высокий исполнительский уровень всех участников подчеркнул  и композитор, член жюри, профессор Виктор Антонович Войтик «Я хотел бы поддержать каждого, кто выступал сегодня на этой сцене. Все справились, каждый исполнитель выполнил технические и художественные задачи, которые перед ним стояли».

У самих студентов, участников конкурса, также остались очень хорошие впечатлении. Студент Иван Дорошенко поделился с нами свои мнением: «Очень важным и волнительным было то, что мы играем перед самими белорусскими композиторами. Ведь все они привнесли огромный вклад в развитие отечественной музыкальной культуры. И все прозвучавшие сегодня произведения мне кажутся современными: и композиторов первой половины XX века, как, например, Петра Подковырова, которое я исполнял в составе квартета кларнетов, и авторов сегодняшнего времени. Хотелось бы, чтобы такого рода концерты в формате конкурсов проводились почаще, чтобы на них также звучала музыка и молодых композиторов».

Общим решением жюри были награждены памятными призами и Благодарностью Виктория ЯНУШКЕВИЧ (флейта), Варвара КОНЦЕВЕНКО (флейта), Алексей ИОРДОСОПОЛЬ (саксофон), Дарья КАРАВАЕВА (фагот). Наравне со студентами академии, был награжден Благодарностью и получил высокую оценку учащийся II курса Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки Матвей Митьковец (класса профессора В.П. Скороходова). Несмотря на свой юный возраст, этот музыкант уже обладает высокими исполнительскими навыками, прекрасным звуком, все члены жюри увидели в нём огромный потенциал.

Члены жюри были единодушны в своей оценке ансамблевых коллективов, отметив исполнительское  мастерство их участников. Памятные призы и Благодарность получили: квинтет духовых инструментов (Маргарита СУЩИНСКАЯ, Елизавета СТОЛЯРОВА, Мария ВАСИЛЬЕВА, Никита КАНОНИК, Сергей ЖДАНЮК), квартет кларнетистов (Анастасия СОБОЛЕВА, Александр ЦЫГАНОК, Иван ДОРОШКЕВИЧ, Влад ВАВИЛОВ), квартет флейтистов (Анна ЖУРО, Маргарита СУЩИНСКАЯ, Варвара КОНЦЕВЕНКО, Мария БУКАТО), квартет саксофонистов (Виктор ТИМОФЕЕВ, Илья ВАСИЛЬЕВ, Роман БОБАРИКИН, Антон ЕГОРОВ).

Отдельно В.В. Кузнецов отметил исполнение Сонаты А  Бондаренко для флейты и фортепиано (исп. Виктория Янушкевич, концертмейстер Анна Брылева, класс доцента С.И. Ситниковой), подчеркнув, что, несмотря на то, что она была написана достаточно давно, сегодня она звучит очень современно. Открытием для В. А.Войтика стало исполнение произведений П. Подковырова, ведь, как заметил композитор, музыканты сейчас редко берут их в свой репертуар, но они нисколько не потеряли своей актуальности.

На вопрос о продолжении традиции конкурса, Вяч. Кузнецов отметил, что «конкурс должен стать традиционным, и многолетняя дружба кафедры деревянных духовых инструментов с кафедрой композиции и кафедрой оркестрового дирижирования и инструментовки будет продолжаться: «Я думаю, наши коллеги создадут ещё много сочинений для сольных инструментов, инструментов с фортепиано, ансамблей, возможностей очень много для наших прекрасных студентов-исполнителей и их замечательных педагогов».

Несмотря на достаточно продолжительный концерт (чуть больше двух часов), фестиваль, по словам Владимира Павловича Скороходова, прошёл на «одном дыхании». Участники получили исключительно положительный опыт выступления, члены жюри – удовольствие, а организаторы – стимул двигаться вперёд. В. П. Скороходов подчеркнул: «Проведение такого рода творческих мероприятий с исполнением белорусской музыки кафедры деревянных духовых инструментов концерта в формате конкурса, или, быть может, фестиваля, в последующем  могло бы стать хорошей традицией».

Идею и формат проведения мероприятия высоко оценили, декан оркестрового факультета М.Ф. Шкулепа и проректор по воспитательной работе П.Ф. Дударенко, единодушно отметив, что такого рода концерты-конкурсы будут интересны и полезны для студентов всех кафедр.

С уверенностью можно сказать, что первый концерт-конкурс на лучшее исполнение произведений белорусских композиторов с успехом состоялся, и, несомненно, будет иметь продолжение.

Интервью и текст подготовили–
студентки магистратуры
Анастасия Данилова и Анна Брылёва,
интервью с  Вяч.Кузнецовым –
студентка 4 курса  Анна Авдонина,
фото – Анна Брылёва.