- Белорусская государственная академия музыки -

https://bgam.by

-

Конференция «Хоровое искусство Беларуси начала XXI века: состояние и перспективы»

14 марта 2018 года состоялась научно-практическая конференция «Хоровое искусство Беларуси начала XXI века: состояние и перспективы», приуроченная к 95-летию со дня рождения А.П. Зеленковой (1923–2010).

Инициаторами и организаторами мероприятия стали кафедра хорового дирижирования вокально-хорового факультета Белорусской государственной академии музыки, а также студенческое научно-творческое общество.

Пленарное заседание, открывшее конференцию, было посвящено выдающемуся педагогу кафедры хорового дирижирования Анне Павловне Зеленковой. Важной частью заседания стало выступление В.И. Зеленкова – сына Анны Павловны, напомнившего аудитории известные страницы её биографии и пролившего свет на некоторые ранее неизвестные факты. В.Л. Авраменко рассказал о Зеленковой-друге и коллеге, А.А. Садовская и Д.Н. Хлявич поделились своими воспоминаниями о Зеленковой-педагоге и наставнике. Выступления респондентов, дополненные комментариями ведущей пленарного заседания И.М. Бодяко, составили зримый портрет личности Анны Павловны.

Центральной мыслью всех выступлений стал жизненный принцип выдающегося хорового дирижёра, посвятившего 55 лет жизни педагогической деятельности. Для Зеленковой всегда было важно не просто обучить своих студентов дирижёрскому мастерству и профессиональным тонкостям – Анна Павловна создавала условия для формирования самостоятельной творческой личности. Ученики и по сей день с благодарностью вспоминают о строгости, требовательности и справедливости своего педагога, которая категоричностью и прямотой оказала сильное влияние на закалку характера своих студентов. Наряду с этим, к каждому студенту она находила особый подход, каждого направляла на свой путь, никогда не навязывала студентам свою точку зрения как единственно верную, заставляя, тем самым, мыслить самостоятельно.

Все присутствующие ученики Зеленковой с теплом рассказывали о полных душевности телефонных разговорах со своим учителем, во время которых обсуждались как профессиональные, так и волнующие ученика личные темы. Дом Анны Павловны всегда был радушно открыт для коллег, студентов и выпускников, по-прежнему делившихся своими успехами и приходившими за советом к своему наставнику.

В разговоре с автором статьи некоторые нынешние студенты кафедры хорового дирижирования, не заставшие Анну Павловну, отметили, что благодаря атмосфере тёплых воспоминаний, царившей в зале имени В.В. Ровдо во время пленарного заседания, образ корифея белорусской хоровой школы стал для них более живым и понятным, а благоговейный трепет, с которым их учителя вспоминали своего учителя, вызвал ещё большее уважение к этой выдающейся личности.

Конференция продолжилась научными докладами студентов вокально-хорового факультета. Ряд молодых исследователей в своих выступлениях осветили некоторые аспекты творчества современных белорусских композиторов, обратили внимание присутствующих дирижёров и хормейстеров на неизученные страницы хоровой музыки. Так, студентка 4 курса Ю. Попова познакомила аудиторию с хоровой поэмой «Ой, не гните, ветры» Л. Абелиовича. Студентка Могилёвского филиала Белорусской государственной академии музыки О. Кунац обратилась к произведению «Францішак Скарына» для смешанного хора a’cappella Э. Казачкова, заострив внимание на раскрытии образа Франциска Скорины. Студентка 5 курса Е. Мандрик в своем выступлении представила произведение «Верую» Э. Носко сквозь призму жанрово-стилевого синтеза. Особенностям авторского прочтения и воплощения образа скорбящей Богоматери в кантате «Stabat Mater» О. Ходоско, а также раскрытию драматургического профиля произведения был посвящён доклад студентки магистратуры Я. Шумской.

В центре внимания других докладчиков оказались проблемы хорового исполнительского искусства Беларуси. Так, студентка магистратуры Т. Щемелёва в своем докладе познакомила аудиторию с явлением хорового театра в исполнительской деятельности студенческого хора Академии музыки на основе постановки «Перезвонов» В. Гаврилина (премьера 2017 года). Специфике жанра духовного стиха, его культурно-исторической ценности и интонационно-смысловом богатстве был посвящён доклад студентки 5 курса О. Пименовой. В рамках выступления аудитории были предложены аудиофрагменты некоторых духовных стихов в исполнении ансамбля древнерусского певческого искусства «Сретение» (Минск).

Истории создания и творческой деятельности некогда широко известного любительского хора деревни Большое Подлесье Ляховичского района Брестской области была представлена в докладе студентки 3 курса О. Фёдоровой. Неподдельный интерес у слушателей вызвали аудио- и видеофрагменты беседы докладчика с артистами хора, делившимися своими тёплыми воспоминаниями о творческой атмосфере коллектива, ради которой певцы, невзирая на усталость после дневной работы в поле, собирались на поздние вечерние и даже ночные репетиции.

Завершилась конференция блоком творческих портретов, первым из которых стал портрет современного белорусского композитора Е. Атрашкевич, созданный студенткой Могилёвского филиала В. Кулешовой. Далее выпускники Могилевского государственного музыкального колледжа имени Н.А. Римского-Корсакова, а ныне студенты Белорусской государственной академии музыки А. Лукьянчикова, О. Борищик и М. Чистобаева представили вниманию аудитории творческие характеристики некоторых видных преподавателей колледжа – Э.И. Давыдовой, О.А. Кондратенко и Ж.Г. Елфимовой.

Яна Шумская (студентка магистратуры)