- Белорусская государственная академия музыки -

https://bgam.by

-

«Анастасия»: на перекрестке двух эпох

30 и 31 октября 2018 года на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси состоялась премьера хореографической легенды «Анастасия».

Балет повествует об Анастасии Слуцкой, которую не случайно называют белорусской Жанной Д’Арк. По документальным сведениям, Анастасия Слуцкая после смерти мужа возглавила борьбу с нашествием татар. Однако больше о её судьбе почти ничего не известно. Первая попытка художественно осмыслить и дофантазировать эти исторические события времен Великого княжества Литовского и Слуцка XV – XVI веков были предприняты в одноименном фильме.

Автор его сценария – известный драматург Анатолий Делендик – был приглашён руководством театра и в качестве либреттиста будущего балета. Перед писателем поставили задачу ни в коем случае не повторять основные перипетии киноленты. Поэтому действие балета сконцентрировано не столько на подвиге и мужестве Анастасии, сколько на предыстории всего этого – на внутренних переживаниях, любовных чувствах и личной судьбе героини. На пресс-конференции накануне премьеры народный артист Беларуси Юрий Троян, выступивший балетмейстером-постановщиком нового спектакля, отметил: «“Анастасия” не является историческим исследованием, хоть тут и используются определенные исторические моменты, некоторые реальные факты из биографий наших героев. Это – хореографическая легенда, в которой мы допускаем определенную долю вымысла».

Музыка балета была заказана одному из ведущих композиторов современности – лауреату Государственной премии Республики Беларусь, профессору нашей Академии музыки Вячеславу Владимировичу Кузнецову. Он, как и некоторые другие участники проекта, не впервые обратился к историческому прошлому. В 2013 году почти той же постановочной группой была осуществлена премьера балета «Витовт», позже отмеченного Национальной театральной премией Беларуси в нескольких номинациях.

В «Анастасии» (как и в «Витовте») композитор не следует традиционным методам при воплощении «беларускасці» в музыке, отказывается от всяческих «клише». Он не опирается ни на цитирование фольклорных напевов и наигрышей, ни на звучание народных инструментов, а использует выразительные средства обычного симфонического оркестра (разве что с расширенной группой ударных) и современный музыкальный язык. И, тем не менее, воссоздает яркую картину эпохи белорусского Ренессанса. Все пять центральных персонажей – Анастасия, Михаил Глинский, Семен Слуцкий, хан Ахмат и его дочь Заира – получают яркие, колоритные музыкальные характеристики, включая, естественно, лейтмотивы. Музыкальный язык настолько зримый, что рождает в восприятии слушателя свою собственную пластику.

В балете «Анастасия» органично переплетаются разные исторические пласты. Не прибегая к стилизации и точному воспроизведению ушедшей от нас эпохи, композитор и вся постановочная группа приближают героев того времени к актуальной проблематике сегодняшнего дня, делают их близкими и понятными современному слушателю. И заслуга в этом, подчеркну, – композитора Вячеслава Кузнецова, задавшего постановщикам нужный тон повествования.

Дарья Мартинкевич (музыковед, V курс)