- Белорусская государственная академия музыки -

https://bgam.by

-

Музыкальный формат // Минский курьер №67 (3429)

Ниже представлена статья «Музыкальный формат» в газете «Минский курьер» №67 (3429) от 16 июня 2020 года, где ректор Белорусской государственной академии музыки Екатерина Дулова рассказывает об обучении и экзаменах в уникальной ситуации современности.

Автор — Константин КАЧАНОВСКИЙ

— Из-за эпидемической ситуации вузам пришлось внести коррективы в учебный процесс. Что изменилось в академии?

— С февраля мы начали принимать меры, направленные, с одной стороны, на защиту здоровья студентов, преподавателей и остальных сотрудников, а с другой — на сохранение качества образовательного процесса. Строго соблюдали все предписания и рекомендации. Скорректировали расписание, пересмотрели состав учебных групп. Если раньше в аудитории могли находиться одновременно 25 и более человек, то теперь сократили количество до 10. Кроме того, студентам, которые не имели возможности присутствовать на занятиях очно, предоставили право перейти на индивидуальный учебный план. Таких учащихся более 300. Чтобы организовать продуктивное общение преподавателей и студентов на расстоянии, начали активно использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Опробовали различные платформы, например Zoom, Google, Skype.

— Педагогам предложили дополнительные меры защиты?

— Мы задумались о том, как поберечь наших уважаемых профессоров и преподавателей, входящих в группу риска, и обратились к ним с предложением использовать в текущем семестре часть трудового или социального отпуска. На более поздний срок перенесли курсы повышения квалификации, где обычно разворачивается активное творческое общение наших сотрудников с педагогами-музыкантами со всей республики.

— Аттестация студентов пройдет в онлайн-режиме?

— Для творческих специальностей онлайн-аттестация малопродуктивна. Поэтому решено разделить сессию на два этапа. Экзамены по дисциплинам специального цикла, которые проходят в виде прослушивания творческих (концертных) программ, проведем в конце августа — начале сентября.

— А выпускные испытания?

— В этом году среди выпускников академии будут представители довольно редких специальностей: «режиссер музыкального театра», «оперно-симфонический дирижер», «балетмейстер». Процедура сдачи государственных экзаменов предполагает проведение полноценного оперного или хореографического спектакля,при этом дирижер, например, должен руководить большим симфоническим оркестром, где участвуют более 80 человек. Пришлось все подготовленные представления записать заранее, до принятия серьезных мер. На самом испытании дирижеры, режиссеры и балетмейстеры будут защищать свою художественную концепцию на основе представленных видеозаписей. Аттестация выпускников остальных специальностей пройдет как обычно в концертных залах вуза.

— Принимать экзамен в формате видеоконференции в новинку?

— Такое случалось и ранее. У нас выпускался режиссер, который организовал постановку оперного спектакля «Пиковая дама» в Сербии. Комиссия работала с видеоматериалами, в итоге защита прошла на достойном профессиональном уровне.

— Работать в условиях пандемии непросто.

— Для художественного образования сегодняшняя ситуация — большой стресс. Музыканту для обучения нужны индивидуальные занятия, непосредственное общение с маэстро. Иначе быть не может, дистанционная форма не заменит живого творческого и эмоционального диалога. Сейчас прямого контакта мастера и подмастерья нам крайне не хватает.

— Чем будет отличаться нынешняя вступительная кампания?

— Уделим большое внимание мерам социального дистанцирования, поскольку в академии проводятся специальные творческие этапы отбора абитуриентов. Разрабатывается система электронной регистрации поступающих, чтобы не нужно было приходить в учебный корпус для предварительной подачи документов. Будут предложены средства индивидуальной защиты, использованы бесконтактные термометры, откроются дополнительные входы в учебные корпуса, в помещениях сделаем разметку, позволяющую соблюдать дистанцию. Во время вступительных испытаний задействуем значительное количество аудиторий, в числе которых самые большие классы и концертные залы Aкадемии.

— Какие выводы сделали для себя?

— Мы получили ценный опыт работы в новом формате. Предполагаю, что использование информационных технологий при обучении музыкантов возможно и в будущем. Но главное — поняли, как нужны друг другу. Еще пару месяцев назад студенты разъезжались по домам с ложным ощущением каникул, а сегодня очень хотят вернуться в классы, чтобы услышать своих педагогов. Всем очень не хватает живого общения.