Кафедра теории музыки

Запевалова Людмила Георгиевна

27.03.1977, Минск, Беларусь.

Музыковед, кандидат искусствоведения (2010), доцент (2018).

Окончила Белорусскую государственную академию музыки (2001) по специальности «Искусствоведение (музыковедение)» и аспирантуру (2005) под руководством доктора искусствоведения, профессора Е.Н. Дуловой.

С 2001 года – преподаватель кафедры теории музыки  (совместитель), с  2014 – штатный преподаватель, с 2015 – старший преподаватель кафедры теории музыки, с 2017 – доцент кафедры теории музыки.

Преподает учебные дисциплины «Чтение партитур», «Полифония» (индивидуальные занятия), «Анализ музыкальных произведений» (индивидуальные занятия), «Теория музыки», «Сольфеджио» для студентов исполнительских специальностей оркестрового и народного факультетов, для иностранных студентов, «Практикум по анализу музыкальных произведений» для иностранных студентов подготовительного отделения, а также дисциплины «Актуальные направления развития современного музыкального искусства» и «Методология современного музыкознания» для студентов магистратуры.

Осуществляет руководство магистерскими диссертациями, а также докладами студентов и магистрантов, представленными на конкурсах научных работ в Республике Беларусь и за ее пределами.

Рецензент научных работ студентов, научных статей и трудов преподавателей и аспирантов кафедры. Автор докладов на Международных научных конференциях в Беларуси, России и Украине, статей в научных рецензируемых журналах и научных сборниках.

Основная область научных интересов – философские и эстетические основы современного искусства, теория и практика современной музыкальной композиции, а также вопросы методики преподавания теоретических дисциплин на современном этапе.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 — Музыкальное искусство: «Открытая форма в музыке второй половины ХХ века: стилевой аспект». Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Е.Н. Дулова; Белорусская государственная академия музыки (Минск, 2006).

    Публикации:

  • Запевалова, Л.Г. Концерт для оркестра В.Лютославского: к вопросу о композиции и драматургии цикла / Л.Г.Запевалова // Весці Бел. дзярж. акадэміі музыкi: навукова-тэарэтычны часопіс. ― ― №26. ― С. 94–100.
  • Запевалова, Л.Г. «Феномен рождения смысла: к вопросу о «внемузыкальном» в интерпретации алеаторических произведений» / Л.Г.Запевалова // Весці Бел. дзярж. акадэміі музыкi: навукова-тэарэтычны часопіс. – 2015. − №27. – С. 62-66.
  • Запевалова, Л.Г. Открытая форма в контексте современного формотворчества: диалог теории и практики / Л.Г.Запевалова // Весці Бел.  дзярж. акадэміі музыкi: навукова-тэарэтычны часопіс. – 2017. − №30. – С. 132 – 137.
  • Запевалова, Л.Г. Феномен «незавершенного» произведения и проблема открытой формы в музыкальном искусстве: аспекты взаимодействия ̸ Л.Г.Запевалова ̸ ̸ Художественное произведение в современной культуре: творчество – исполнительство — гуманитарное знание. Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И.Чайковского, 2016. – С. 11-22.
  • Запевалова, Л.Г. Фактура как предмет интонационно-аналитического осмысления в курсе Сольфеджио / Л.Г.Запевалова // Исторические пути белорусской и мировой музыкальной науки и образования / сост. Н.О. Арутюнова, Т.В. Лихач; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. – Вып. 42. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2017. – С. 207 – 215.
  • Запевалова, Л.Г. О творческом потенциале преподавателей кафедры оперной подготовки и хореографии Белорусской государственной академии музыки (балетмейстеры, режиссеры, дирижеры)/ Л.Г.Запевалова // Профессиональное музыкальное образование на современном этапе: традиции и новации / сост. Н.О. Арутюнова, Н.В. Мацаберидзе; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. – Вып. 44.  – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2018. – С. 207 – 217.
  • Запевалова, Л.Г. Открытая форма в диалектике «внемузыкального» и «музыкального» содержания / Л.Г.Запевалова // Часопис Національної музичної академії Україны імені П.I.Чайковського. – 2018. — №2(39). – С. 97-105.
  • Запевалова, Л.Г. Содержание как предмет анализа музыкальных произведений в открытой форме / Л.Г.Запевалова // Художественное произведение в современной культуре: творчество – исполнительство – гуманитарное знание: сб. материалов и научных статей. V Международная научно-практическая конференция. Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И.Чайковского. − Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И.Чайковского, 2017. – С. 83-94.
  • Запевалова, Л.Г. «Музыкальное приношение» А.Мицкевичу: баллада В.Дорохина «Я ўмею жыць адзін» / Л.Г.Запевалова // Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика : Материалы IV Международной научно-практической конференции, г. Минск, 27 октября 2017 ̸ Белорус. гос. пед.ун-т им. М.Танка ; редкол. : И.И.Рыжикова (отв. ред.) [и др.]. – Минск, БГПУ, 2017. – С. 235-238.
  • Запевалова, Л.Г. Методические аспекты темы «Фактура» в вузовском курсе Сольфеджио / Л.Г.Запевалова // Повышение качества образования в условиях поликультурного социума : сб. статей / редкол. : И.А.Шарапова и др. – Витебск : ВГУ им. П.М.Машерова, 2017. – С. 271 – 275.
  • Запевалова, Л.Г. Выдающиеся Мастера белорусского театра: от искусства к педагогике (Международной научной конференции «Юбилейные и памятные даты 2017 года» (Киев, НМАУ им. П. И. Чайковского, кафедра истории мировой музыки, 5-6 декабря 2017 г.).
  • Запевалова, Л.Г. Выдающиеся деятели театрального искусства прошлых лет: параллели и пересечения / Л.Г.Запевалова // Белорусский балет в мировом культурном пространстве / сост. С.И. Улановская; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. – Вып. 45. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2018. – С.92 – 101.
  • Запевалова, Л.Г. ««Быть» или «не быть» незавершенной форме в искусстве? (по материалам современных научных исследований)» / Л.Г.Запевалова // Культура. Наука. Творчество : ХII Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 3 мая 2018 г. : сб. науч. ст. / М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств ; редкол.: А. А. Корбут [и др.]. – Минск : БГУКИ, 2018. – С.242-248.
  • Запевалова, Л.Г. «Баллада Владимира Дорохина «Я ўмею жыць адзін» (1998): особенности трактовки жанра и интерпретации поэтического текста» / Л.Г.Запевалова // Художественное произведение в современной культуре: творчество – исполнительство – гуманитарное знание: сб. материалов и научных статей. VI Международная научно-практическая конференция. Россия, г. Челябинск, 27 июня 2018 г. ̸ Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И.Чайковского. − Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И.Чайковского, 2018. – С. 192-200.
  • Запевалова, Л.Г. Концепция «открытой формы» Н.Горюхиной в парадигме современного музыкознания / Л.Г. Запевалова // Навуковы Веснік. – Вып. 129. – Киев : НМАУ им. Чайковского, 2020. – С.130 — 139 (на укр. языке).
  • Запєвалова, Л.Г. Концепція «відкритої форми» Надії Горюхіної в парадигмі сучасного музикознавства [Электронный ресурс] / Л.Г.Запєвалова. – Режим доступа: http://naukvisnyknmau.com.ua/article/view/219723/219450. – Дата доступа: 20.12.2020.
  • Запевалова, Л.Г. Термин «открытая форма: аргументы «за» и «против» / Л.Г.Запевалова // Актуальные проблемы терминологии в контексте современного белорусского музыкознания / сост. Т. А. Титова; Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 47. Серия 3, Вопросы теории музыки. – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2019. – С.91-100.
  • Запевалова, Л.Г. Феномен «незавершенного»: к постановке проблемы в современном искусствознании / Л.Г.Запевалова // Весці Бел.  дзярж. акадэміі музыкi: навукова-тэарэтычны часопіс. – 2019. − №35. – С. 41-45.
  • Запевалова, Л.Г. «Белорусская музыка в вузовском курсе «Сольфеджио»: теоретические и практические аспекты изучения (на примере специальности «фортепиано»)» / Л.Г.Запевалова // Искусство и наука в образовательном пространстве: проблемы и перспективы. Сборник статей и материалов Международной научно-практической конференции 15 февраля 2019 года / под общей и научной ред. Г.Я.Вербицкой и др. – Уфа: Уфимский государственный институт искусств им. З.Исмагилова, 2019. – С. 102 – 111.
  • Запевалова, Л.Г. «Фрагмент» как жанр в структурно-семантическом пространстве открытых произведений / Л.Г.Запевалова // Весці Бел. дзярж. акадэміі музыкi: навукова-тэарэтычны часопіс. – 2020. − №36. – С. 113-117.
  • Запевалова, Л.Г., Тихомирова, А.А. «Белорусская музыка в контексте вузовского курса Сольфеджио: стилевой аспект» / Л.Г. Запевалова, А.А. Тихомирова // Навуковы Веснік. – Вып. 127. – Киев : НМАУ им. Чайковского, 2020. – С.96 – 109 (на укр. языке).
  • Запевалова, Л.Г. «Методические основы вузовского курса «Гармония» для иностранцев (из личного опыта работы с китайскими студентами БГАМ)» / Л.Г. Запевалова // Искусство, наука, образование: траектории творчества современной России: сб. научных статей и материалов заседаний круглых столов / Сост. А.С. Макурина. Международная научно-практическая конференция «Искусство, наука, образование: траектории творчества современной России» (Россия, г. Челябинск, Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского; 10.12.2019–11.12.2019). – Челябинск : ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, 2019. – С. 174-176.
  • Запевалова, Л.Г. «Приглашение на казнь» (1997) Вячеслава Кузнецова: к вопросу о симфоническом «прочтении» романа Владимира Набокова / Л.Г.Запевалова // Культура. Наука. Творчество : ХIV Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 14 мая 2020 г. : сб. науч. ст. / М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств ; редкол.: А. А. Корбут [и др.]. – Минск : БГУКИ, 2020. – С. 209-214.
  • Запевалова, Л.Г. Неизвестные страницы творчества Н.К.Метнера: «Четыре лирических фрагмента» [Электронный ресурс] / Л.Г.Запевалова. – Режим доступа: https://www.bgam.by/upload/dokumenty/Konferenzii/Sbornik_tezisov26.11.2020.pdf. – Дата доступа: 14.12.2020. (Тезисы).

Все преподаватели кафедры теории музыки