Должность: Декан оркестрового факультета, старший преподаватель кафедры композиции
Образование: Белорусская государственная академия музыки (2021, класс композиции Г.К.Гореловой); там же магистратура (2022, под руководством А.А.Тихомировой); там же аспирантура (с 2022 и по настоящее время, под руководством Е.В.Куракиной)
Преподаваемые дисциплины: Композиция, Композиция (факультатив), Музыкальная форма, Инструментовка, Сольфеджио, История оркестровых стилей, Инновационные процессы в жанрах прикладной музыки, Основы музыкально-информационных технологий
Комар Игорь Анатольевич родился 28.03.1997 года в г. Барановичи, Республика Беларусь.
С 2020 года работает в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» (c 2022 года – преподаватель кафедры композиции, с 2024 – старший преподаватель кафедры композиции). В 2022-2025 годах руководил факультетом повышения квалификации и переподготовки. С 2025 года – декан оркестрового факультета.
В 2018 году в рамках Европейской программы кредитной мобильности «Erasmus+» прошел обучение в Латвийской академии музыки имени Язепа Витола. В 2023 году прошел стажировку в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова. В 2024 году прошел обучение в Академии управления при Президенте Республики Беларусь по программе «Цифровая культура и компетенции руководителя».
Лауреат более 20 республиканских и международных конкурсов по композиции (среди которых: ІІ Республиканский открытый конкурс юных и молодых композиторов имени Ю.В.Семеняко (Лауреат 2 степени; 2019, Республика Беларусь, г. Минск), VII Конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера в рамках XIV Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи (Лауреат II премии в номинации «Фортепианное трио, квартет или квинтет»; 2021, Российская Федерация, г. Сочи) и другие). Является стипендиатом и участником VII Международной музыкальной академии (департамент композиции), состоявшейся 17-24 февраля 2022 года в рамках XV юбилейного Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи (2022, Российская Федерация, г. Сочи) и XII Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском Пермского края (2022, Российская Федерация, г. Чайковский).
Произведения композитора исполняются на престижных фестивалях современной музыки, таких как: 28, 30 и 32 «Međunarodnа tribinа kompozitora» (2019, 2021, 2023, Республика Сербия, г. Белград), «Композиторские читки» Союза композиторов России (2019, Российская Федерация, г. Москва), «Великопостные концерты 2020. Возрождаем культурные традиции» (2020, Республика Беларусь, г. Минск), ХХII фестиваль «Международная неделя консерваторий» (2022, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург), «Трамонтана» (2022, 2024, Республика Беларусь, г. Минск), «Музыка Беларусі» (2023 г., Республика Беларусь, г. Минска), «Московская осень» (2025, Российская Федерация, г. Москва).
Провел ряд мастер-классов в Республике Беларусь и за рубежом: в следующих федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего образования – «Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского» (27.03.2023, Российская Федерация, г. Москва), «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К.Глазунова» (18 и 21.04.2023, Российская Федерация, г. Петрозаводск), «Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова» (13 и 15.05.2024, Российская Федерация, г. Саратов); и др. Обладатель Благодарственного письма Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского за проведение лекции и творческой встречи со студентами и педагогами консерватории, которые вызвали большой интерес и произвели самое благоприятное впечатление (от 3 апреля 2023 г. №490).
Автор ряда статей в научных изданиях в области сонорной техники композиции. Принимает активное участие в международных научных конференциях, а также конкурсах (общее количество – 25). Лауреат XXIX Республиканского конкурса научных работ студентов (01.10.2022-01.03.2023, Республика Беларусь, г. Минск). Принял участие в V международном конгрессе Общества теории музыки «Генетические общности теории музыки: жанр, стиль, язык в динамике истории» (02.04.2024-04.04.2024, Российская Федерация, г. Екатеринбург), а также XVII Форуме творческой и научной интеллигенции государств-участников Содружества Независимых Государств (17-19.09.2024, Российская Федерация, г. Уфа). Принял участие в роли эксперта в фильме о государственных символах Республики Беларусь «Культурный код» (2024).
Стипендиат (2019, 2019, 2020, 2021) и обладатель специальной премии (2023) Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, а также стипендиат и обладатель поощрительной премии Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи (2019, 2022). Обладатель стипендии Президента Республики Беларусь аспирантам (2024). В 2019 году стал участником I Республиканского новогоднего бала во Дворце Независимости. Обладатель специальной премии от издательства «Chant du Monde» (Премия имени В.Я.Шебалина) V Международного конкурса молодых композиторов имени Н.Я.Мясковского, который проводился в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (2018, Российская Федерация, г. Москва). Член правления общественного объединения «Белорусский союз композиторов».
Творческие достижения музыканта отмечены благодарностями ректора учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки» («За мэтанакiраванасць пры авалоданнi прафесiяй i намаганнi па падтрымцы высокага прэстыжу Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі» (2018, 2019, 2021, 2022), «За дасягненні ў навуковай дзейнасці, асабісты ўклад у развіцце музычнай адукацыі Рэспублікі Беларусь, падтрыманне высокага прэстыжу Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі» (2024)).
Принимает активное участие в организации и проведении научно-творческих мероприятий учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки», направленных на развитие у обучающихся интереса к научно-исследовательской деятельности, росту творческой активности и популяризации белорусской музыкальной культуры.
Среди учеников лауреаты республиканских и международных композиторских конкурсов: Я. Солдатенко (Лауреат III степени III Республиканского открытого конкурса юных и молодых композиторов имени Ю.В.Семеняко, Лауреат II премии Первого Союзного конкурса композитором (Россия-Беларусь) к 80-летию Великой Победы и др.), О. Боцула (Лауреат II степени V Международного конкурса композиторов среди студентов, магистрантов и аспирантов разных специальностей музыкальных ВУЗов «Fructus temporum»).
Сочинения:
Оркестровые произведения:
- Камерная кантата «Споведзь мацi» для сопрано, флейты, гобоя, струнного оркестра, ударных и фортепиано (посвящено моей маме) (сл. Евгении Янищиц, Любы Тарасюк и Евдокии Лось) (2019)
- Концерт-поэма для фортепиано и симфонического оркестра «Сердце и время» (посвящено Ивану Андрухову) (2020)
- «Aρχαïκóς» для струнного оркестра (2020)
- «Acidalia Planitia» для альта и струнного оркестра (2021)
Вокально-инструментальные произведения:
- «У садзе маіх летуценняў…» для сопрано, флейты, цимбал, фортепиано и ударных инструментов (сл. Евгении Янищиц, 2022)
Фортепиано соло:
- Фортепианный цикл «Диалоги» (2016)
- «Стук дождя по жестяной крыше во время июльского ливня» (2017)
- Фантазия на белорусскую тему («Прывiд пакiнутай вескi») (2017)
- Фортепианный цикл «Jardins d’artistes» (Минскому государственному художественному колледжу имени А.К.Глебова) (2024)
Для двух фортепиано:
- «Островок в Японском море» (2018)
- «Поезд в Прагу» (посвящено Е. Ш.) (2019)
- «Поющая кружка» (2021)
- «aino» (2025)
Вокальные сочинения:
- Вокальный цикл «В просторе летних лугов» для баритона и фортепиано (сл. Еса Бусон) (2016)
- Романс «Зерне хараства» для сопрано и фортепиано (сл. Любы Тарасюк) (2017)
- Романс «Калядная ноч» для сопрано, альта и фортепиано (сл. Любы Тарасюк) (2018)
- Романс «A cherry-tree» для сопрано и фортепиано (сл. Knuts Skujenieks) (2018)
- Вокальный цикл «Lullabies for Ophelia» для сопрано и фортепиано (cл. Марины Цветаевой, William Shakespeare, Jiří Žáček) (2019)
- Романс «Пачынаецца ўсе з любві» для сопрано и фортепиано (посвящено R») (сл. Евгении Янищиц) (2022)
- Вокальный цикл «Іншыя, другія» для сопрано и фортепиано (посвящено Галине Гореловой) (сл. Евгении Янищиц) (2023)
- Романс «Дарагія хвіліны» для сопрано и фортепиано (сл. Евгении Янищиц) (2023)
- Романс «Цішыня» для сопрано и фортепиано (сл. Любы Тарасюк) (2024)
- Вокальный цикл «У майстэрні мастака…» для меццо-сопрано и фортепиано (Минскому государственному художественному колледжу имени А.К.Глебова) (сл. Петруся Макаля, Евдокии Лось и Хведара Жычки) (2024)
Камерно-инструментальные сочинения:
- «Сентиментальный вальс» для виолончели и фортепиано (2017)
- «Замерзающий сад» для домры и фортепиано (2017)
- «Южные ветра» для флейты соло (2017)
- «Западные ветра» для кларнета соло (2018)
- «Nevienmērīga kustība» для флейты и виолончели (2018)
- Рондо для фагота и фортепиано (2018)
- «Pezzo subito» для маримбы соло (2018)
- Соната для фортепиано и ударных (3 части, 2018)
- «Oἶκοζ» («Home») для струнного квартета (2019)
- «Восточные ветра» для гобоя соло (2019)
- «К вопросу о безмятежности» для скрипки, виолончели и фортепиано (2021)
- «Hortus conclusus» для органа соло (2021)
- «Лавандовое поле после грозы…» для фортепиано и ударных инструментов (2021)
- «Северные ветра» для аккордеона, фортепиано и ударных инструментов (2022)
- «A caelo usque ad centrum» для двух аккордеонов (посвящено Лидии Скачко) (2024)
- Соната для скрипки и фортепиано «Starry sky over Dome Square» (посвящено Николаю Шиманскому) (2025)
- Соната для домры и фортепиано «Blue petals of the Iris Nebula» (посвящено Дмитрию Титову и Татьяне Ким) (2025)
Музыка к фильмам:
- «Последний патрон» (2015)
- «Успеть услышать тишину» (2016)
- «Пассажиры» (2018)
- «Кому-то нужные слова» (2019)
- «Krino» (2022)
- «Это я, Минск» (2022)
- «Коробка» (2023)
- «Киношники» (2023)
- «Личности в истории. Валентина Баранова» (2024)
Научные публикации:
- Комар, И. А. «Жизнь подо льдом» для камерного ансамбля В. Воронова в зеркале сонорной техники композиции: особенности авторской трактовки / И. А. Комар // Слово молодых ученых: актуальные вопросы искусствознания : сб. ст. по материалам ХХ Всероссийской научной конференции с международным участием (19–24 апреля 2021 г.) / Саратов. гос. конс. имени Л. В. Собинова. – Саратов, 2021. – С. 172–179.
- Комар, И. А. «Музыка ветра» для флейты и поющей тибетской чаши Е. Гутиной и «Жизнь подо льдом» для камерного ансамбля В. Воронова в зеркале сонорной техники композиции: особенности авторской трактовки / И. А. Комар // Культура и искусство : сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово, 2021. – С. 203–217.
- Комар, И. А. Сонорика в музыкальной композиции второй половины ХХ века: теория и практика / И. А. Комар // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении : сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово, 2022. – Вып. 9. – С. 147–162.
- Комар, И. А. Современное «композиторское слово» о сонорике: некоторые наблюдения / И. А. Комар // Актуальные проблемы музыкального искусства: история и современность : сб. науч. ст. / Гос. конс. Узбекистана. – Ташкент, 2022. – С. 235–239.
- Комар, И. А. Сонорная техника композиции в зеркале «композиторского слова» / И. А. Комар // Молодые исследователи – регионам : материалы Международной научной конференции (Вологда, 19 апреля 2022 г.) : в 3 т. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [и др.] ; [главный редактор М. М. Караганова]. – Вологда : ВоГУ, 2022. – Т. 3. – С. 376–377.
- Комар, И. А. Сонорика как предмет исследования в современном музыкознании / И. А. Комар // Научные труды Белор. гос. акад. музыки. – Вып. 58. – Минск : Белорус. гос. акад. музыки, 2023. – С. 17–27.
- Комар, И. А. Сонорная техника композиции в камерно-инструментальных произведениях В. Воронова: направления творческих поисков / И. А. Комар // Сборник научных работ студентов Республики Беларусь «НИРС 2022». – Минск : Изд. центр БГУ, 2023. – С. 523–526.
- Комар, И. А. О современных подходах к исследованию сонорики / И. А. Комар // Генетические общности теории музыки: жанр, стиль, язык в динамике истории : V международный конгресс Общества теории музыки, Екатеринбург, 2–4 апр. 2024 г. : тезисы докладов / Общество теории музыки, Уральская государственная консерватория имени М.П.Мусоргского, Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского ; сост. К. В. Зенкин, О. И. Кузнецова, Е. А. Токун. – Екатеринбург : Рекламно-производственная компания «Карлсон», 2024. – С. 60–61.
- Комар, И. А. Сонорика в творчестве С. Губайдулиной и Г. Гореловой: к вопросу о творческих параллелях / И. А. Комар // Вести Белор. гос. акад. музыки. – Вып. 45. – Минск : Белорус. гос. акад. музыки, 2024. – С. 24-28.
- Комар, И. А. «Энигма» для органетто и 19 струнных В. Воронова в контексте вопросов сонорной техники композиции / И. А. Комар // Вести Института современных знаний. – Вып. 2 (103). – Минск : Институт совр. знаний им. А. М. Широкова, 2025. – С. 37-41.