Кафедра композиции

Комар Игорь Анатольевич

Должность: Преподаватель кафедры композиции, на которого возложено руководство факультетом повышения квалификации и переподготовки
Образование: Белорусская государственная академия музыки (2021, класс композиции Г.К.Гореловой); там же магистратура (2022, под руководством А.А.Тихомировой)
Преподаваемые дисциплины: Полифония, Музыкальная форма, Инструментовка, Чтение и анализ партитур, Композиция (факультатив), Сольфеджио, Инновационные процессы в жанрах прикладной музыки, Компьютерные технологии в композиторском творчестве, Современные тенденции управленческой деятельности музыканта, История европейского музыкального искусства


Комар Игорь Анатольевич родился 28.03.1997 года в г. Барановичи, Республика Беларусь.

С 2020 года работает в учреждении образования «Белорусская государственная академия музыки» (с 2020 года – в должности специалиста факультета повышения квалификации и переподготовки; с 2021 года – в должности методиста факультета повышения квалификации и переподготовки; в 2022 году была присвоена 2 квалификационная категория; с 2022 года – преподаватель кафедры композиции, на которого возложено руководство факультетом повышения квалификации и переподготовки).

С 2021 года параллельно работает преподавателем на факультете повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки», а с 2022 года – на подготовительном отделении и кафедре социально-гуманитарных дисциплин учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки». В его компетенции входит обучение по программе обучающих курсов: «Белорусская музыкальная культура: основные этапы исторического развития (Х–XXI вв.)» и «Развитие и совершенствование композиторской техники» (автором учебных программ которых он является), а также проведение учебных занятий для иностранных слушателей подготовительного отделения по дисциплине «История европейского музыкального искусства» и кафедры социально-гуманитарных дисциплин по дисциплине «Современные тенденции управленческой деятельности музыканта».

В 2018 году в рамках Европейской программы кредитной мобильности «Erasmus+» прошёл трёхмесячное обучение в Латвийской академии музыки имени Язепа Витола. С 2022 года является аспирантом кафедры теории музыки учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки» (научный руководитель Е.В.Куракина).

Лауреат более 20 республиканских и международных конкурсов по композиции (среди которых: ІІ Республиканский открытый конкурс юных и молодых композиторов имени Ю.В.Семеняко (Лауреат 2 степени; 2019, Республика Беларусь, г. Минск), VII Конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера в рамках XIV Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи (Лауреат II премии в номинации «Фортепианное трио, квартет или квинтет»; 2021, Российская Федерация, г. Сочи) и другие). Является стипендиатом и участником VII Международной музыкальной академии (департамент композиции), состоявшейся 17–24 февраля 2022 года в рамках XV юбилейного Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи (2022, Российская Федерация, г. Сочи) и XII Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском Пермского края (2022, Российская Федерация, г. Чайковский).

Произведения композитора исполняются на престижных фестивалях современной музыки, таких как: 28 и 30 «Međunarodnа tribinа kompozitora» (2019, 2021, Республика Сербия, г. Белград), «Великопостные концерты 2020. Возрождаем культурные традиции» (2020, Республика Беларусь, г. Минск), «Композиторские читки» Союза композиторов России (2019, Российская Федерация, г. Москва) и других.

Провёл ряд мастер-классов в Республике Беларусь и за рубежом: Московская государственная консерватория имени П.И.Чайковского (27.03.2023, Российская Федерация, г. Москва), Петрозаводская государственная консерватория имени А.К.Глазунова (18 и 21.04.2023, Российская Федерация, г. Петрозаводск) и др.

Автор ряда статей в научных изданиях в области сонорной техники композиции. Принимает активное участие в международных научных конференциях, а также конкурсах (общее количество – 16). Лауреат XXIX Республиканского конкурса научных работ студентов (01.10.2022–01.03.2023, Республика Беларусь, г. Минск).

Стипендиат Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов (2019, 2019, 2020, 2021), а также стипендиат и обладатель поощрительной премии Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи (2019, 2022). В 2019 году стал участником I Республиканского новогоднего бала во Дворце Независимости. Обладатель специальной премии от издательства «Chant du Monde» (Премия имени В.Я.Шебалина) V Международного конкурса молодых композиторов имени Н.Я.Мясковского, который проводился в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (2018, Российская Федерация, г. Москва).

Творческие достижения музыканта отмечены благодарностями ректора учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки» («За мэтанакiраванасць пры авалоданнi прафесiяй i намаганнi па падтрымцы высокага прэстыжу Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі» (2018, 2019, 2021, 2022)).

Принимает активное участие в организации и проведении научно-творческих мероприятий учреждения образования «Белорусская государственная академия музыки», направленных на развитие у обучающихся интереса к научно-исследовательской деятельности, росту творческой активности и популяризации белорусской музыкальной культуры.

 

Сочинения:

Оркестровые произведения:

  • Концерт-поэма для фортепиано и симфонического оркестра «Сердце и время» (2020)
  • «Aρχαïκóς» для струнного оркестра (2020)
  • «Acidalia Planitia» для альта и струнного оркестра (2021)

 

Вокально-инструментальные произведения:

  • Камерная кантата «Споведзь мацi» для сопрано, флейты, гобоя, струнного оркестра, ударных и фортепиано (сл. Евгения Янищиц, Люба Тарасюк и Евдокия Лось, 2019)
  • «У садзе маіх летуценняў…» для сопрано, флейты, цимбал, фортепиано и ударных инструментов (сл. Евгения Янищиц, 2022)

 

Фортепиано соло:

  • Фортепианный цикл «Диалоги» (2016)
  • «Стук дождя по жестяной крыше во время июльского ливня» (2017)
  • Фантазия на белорусскую тему («Прывiд пакiнутай вёскi», 2017)

 

Для двух фортепиано:

  • «Островок в Японском море» (2018)
  • «Поезд в Прагу» (посвящено Е. Ш.) (2019)
  • «Поющая кружка» (2021)

 

Вокальные сочинения:

  • Вокальный цикл «В просторе летних лугов» для баритона и фортепиано (сл. Ёса Бусон, 2016)
  • Романс «Зерне хараства» (сл. Люба Тарасюк, 2017)
  • Романс «Калядная ноч» (сл. Люба Тарасюк, 2018)
  • Романс «A cherry-tree» (сл. Knuts Skujenieks, 2018)
  • Вокальныйцикл «Lullabies for Ophelia» (cл. МаринаЦветаева, William Shakespeare, Jiří Žáček, 2019)
  • Романс «Пачынаецца ўсё з любві» (посвящено R») (сл. Евгения Янищиц, 2022)

 

Камерно-инструментальные сочинения:

  • «Сентиментальный вальс» для виолончели и фортепиано (2017)
  • «Замерзающий сад» для домры и фортепиано (2017)
  • «Южные ветра» для флейты соло (2017)
  • «Западные ветра» для кларнета соло (2018)
  • «Nevienmērīga kustība» для флейты и виолончели (2018)
  • Рондо для фагота и фортепиано (2018)
  • «Pezzo subito» для маримбы соло (2018)
  • Соната для фортепиано и ударных (3 части, 2018)
  • «Oἶκοζ» («Home») для струнного квартета (2019)
  • «Восточные ветра» для гобоя соло (2019)
  • «К вопросу о безмятежности» для скрипки, виолончели и фортепиано (2021)
  • «Hortus conclusus» для органа соло (2021)
  • «Лавандовое поле после грозы…» для фортепиано и ударных инструментов (2021)
  • «Северные ветра» для аккордеона, фортепиано и ударных инструментов (2022)

 

Музыка к фильмам:

  • «Последний патрон» (2015)
  • «Успеть услышать тишину» (2016)
  • «Пассажиры» (2018)
  • «Кому-то нужные слова» (2019)
  • «Krino» (2022)
  • «Это я, Минск» (2022)
  • «Коробка» (2023)

 

Научные публикации:

  1. Комар, И. А. «Жизнь подо льдом» для камерного ансамбля В. Воронова в зеркале сонорной техники композиции: особенности авторской трактовки / И. А. Комар // Слово молодых учёных: актуальные вопросы искусствознания : сб. ст. по материалам ХХ Всероссийской научной конференции с международным участием (19–24 апреля 2021 г.) / Саратов. гос. конс. имени Л. В. Собинова. – Саратов, 2021. – С. 172–179.
  2. Комар, И. А. «Музыка ветра» для флейты и поющей тибетской чаши Е. Гутиной и «Жизнь подо льдом» для камерного ансамбля В. Воронова в зеркале сонорной техники композиции: особенности авторской трактовки / И. А. Комар // Культура и искусство : сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово, 2021. – С. 203–217.
  3. Комар, И. А. Сонорика в музыкальной композиции второй половины ХХ века: теория и практика / И. А. Комар // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении : сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово, 2022. – Вып. 9. – С. 147–162.
  4. Комар, И. А. Современное «композиторское слово» о сонорике: некоторые наблюдения / И. А. Комар // Актуальные проблемы музыкального искусства: история и современность : сб. науч. ст. / Гос. конс. Узбекистана. – Ташкент, 2022. – С. 235–239.
  5. Комар, И. А. Сонорная техника композиции в зеркале «композиторского слова» / И. А. Комар // Молодые исследователи – регионам : материалы Международной научной конференции (Вологда, 19 апреля 2022 г.) : в 3 т. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации [и др.] ; [главный редактор М. М. Караганова]. – Вологда : ВоГУ, 2022. – Т. 3. – 376–377.
pic pic pic