- Белорусская государственная академия музыки -

https://bgam.by

-

«Душа пребудет в вечности…»

«Душа пребудет в вечности…»

«Новый день наступая незримо, осторожно скрывая Твой силуэт… между жизнью и смертью свет священной вуали рождает незримый рассвет…»  

 

Буклет концерта «Святы вэлюм»

 

 

 

Современный композитор несмотря на то, что ему доступны все существующие техники, гармонии и музыкальные структуры, зачастую больше ценит правдивость чувства, нежели красоту. Когда внешнее не превалирует над внутренним. Обращаясь к такому жанру музыки, как «In memoriam», композиторы заботятся о том, чтобы на особом интуитивном уровне, возникала психологическая правдивость. Избегая эмоциональности и романтизированной акцентуации, композиторы стараются раскрыть внутренний психологизм, неоднородность и внутреннюю бурю чувств, что возникают в душе человека, столкнувшегося с роком судьбы. Такими опусами явились сочинения А. Кастальского «Братское поминовение», К. Пендерецкого «Трен памяти жертв Хиросимы», Реквиемы, «In memoriam» Р.Хендерсона и многие другие сочинения отечественных и зарубежных композиторов.

Благотворительный концерт «Святы вэлюм», который состоялся 19 апреля 2022 года в Костеле святого Роха города Минска, явил собой совокупность сильных чувств, глубоких переживаний и надежды. Настолько сложная тема, связывающая и затрагивающая не только внешнее восприятие, но и внутреннее состояние, была наполнена особой художественной краской, раскрывая истинность, правдивость и тонкость сочинения Эрика Витакра «Священная вуаль». Жуткие страдания, переданные звукооизобразительностью в хоре, тонкий лейтмотив, связывающий части невидимой нитью – композитор словно переходит черту внешней «красивости», раскрывая перед слушателями художественную правду и истинность творчества.

С точки зрения восприятия непосредственного эмоционального – это произведение удивительно точно освещает психологическую атмосферу. Это не один момент, а отражение ситуаций, переживаний людей, которые вспоминают об ушедших. Композитору удалось передать это без лишнего пафоса и драматизма, без внешней стороны, создавая ряд особенных музыкальных мгновений, которые трогают душу и сердце. Раскрывая перед нами мир тяжелых прощальных переживаний. Общая атмосфера, которая складывается в этом произведении – благородство чувств и их искренность. И все исполнители негласно выстраивали все то, что они исполняли в одном ключе. Настолько гармонично сочетались партия фортепиано, виолончели и звучание хора. На каком-то интуитивном уровне все пели как единый организм в сочетании с особенной акустикой, поддерживающей звучность.

Небольшое интервью с участниками и зрителями концерта позволит нам погрузиться в тонкую атмосферу «Священной вуали» и, возможно, постичь суть произведения через мысли людей, чьи сердца и души так чутко откликнулись на сложное и наполненное эмоциональными переживаниями искусство.

 

 

Инесса Бодяко. Художественный руководитель и дирижер Студенческого хора Белорусской государственной академии музыки.

Как Вы можете объяснить появление такого уникального, неповторимого произведения в программе студенческого хора?

«В пандемический 20-й год интернет-пространство и компьютер заняли «привилегированное» положение в жизни :).  И я тоже открыла для себя много интересных программ и людей.

Например, в формате TED-talks одно из первых выступлений на русском языке, от которого я не могла оторваться, был 18 минутный разговор Нюты Фелермессер.

Именно этот человек, ее дела и слова стали в будущем фундаментом моей смелости согласиться на исполнение сочинения «Священная вуаль», принять предложение студента-выпускника Алексея Михайлова освоить и прожить эту историю.

Этот очень честный и неприкрытый художественными аллюзиями и иллюзиями о том, что можно скрыть боль, рассказ о любви и страданиях, о жизни в болезни и в радости, о жизни перед и после смерти, о тончайшем моменте перехода, о вуали, об одном звуке.»

 

Как возникла идея формы концерта и как Вы думали донести до зрителя смысл  произведения Эрика Витакра, ведь оно звучит около часа и исполняется на английском языке?

«Я уверена в том, что “The Sacred Veil” Эрика Витакра не может исполняться в виде простого концерта без особой миссии.

Каждый артист, каждый студент, весь наш коллектив сделали невообразимую, неисчислимую никакими цифрами, процентами работу, о которой я должна сказать сейчас. Мы изучали историю создания, переводили и вслушивались не только в художественный перевод теста, но и в значение каждого слова, проверяя, сравнивая идиомы русского и английского языков, учились погружаться в минимализм, не теряя чувств и дыхания, слушали записи различных составов и дирижеров, следили за концертной жизнью этого сочинения в мире, говорили о нашей и чужой боли, о разной ментальности и о многом другом…  Будто мы проводили долгую реабилитацию… души. Долгую, с неизвестным результатом, но необходимую в своей ежедневности.  А в результате, на финальном «занятии», концерте, оказывается, мы лечили не только себя, а и наших слушателей…»

 

Как Вы выбирали зал, место для проведения концерта?

 «Некая универсальность и близость искусству костела святого Роха который был и книгохранилищем, и концертным залом Белорусской государственной филармонии, его «утульнасць», месторасположение, акустика, белые стены — определило для меня Костел как пока единственное место, способное поддержать и выдержать это сочинение.

Спасибо фестивалю духовной музыки «Залатагорская лiра» и его организатору Виктору Кистеню за приглашение и возможность сделать этот концерт».  

 Сайт Минского костела Пресвятой Троицы (св.Роха)

 

 

 

 

 

Была осуществлена видеои аудиозапись концерта. Передает ли она атмосферу живого концерта?

«Первой зрительницей, слушательницей видеозаписи концерта, которую мастерски, тонко и прочувствованно сделали Матвей Родов и Ирина Пулко стала Ольга Владимировна Дадиомова.  Для нее был этот концерт. Ольга Владимировна — мой, уверена, что не только мой, символ несломленного духа, любви к людям и Беларуси.

«Слушаю, смотрю снова и снова.

Слезы…

И восторг.

Вашим сердцем, душой и руками движет Господь…

Сложнейшее произведение, а так сделано и на макро-уровне, и в мельчайших деталях. Единство тембра при разнообразии красок, целостность концепции.

Исполнители блестящие, Олечка (Царик) профи.

Уровень высочайший, достоин восторгов публики всех залов мира.

Благодарю сердечно, ангел мой!»

 

Такое сообщение прислала Ольга Владимировна после просмотра».

Приглашаю и читателей этой статьи слышать, видеть и, обязательно, размышлять вместе с нами.

 

Запись концерта «Святы вэлюм»

 

 

 

 

Вы могли бы описать Ваши эмоции и мысли в момент исполнения сочинения? Что можно сказать о самом произведении, его содержании?

«После концерта несколько дней и ночей я думала о нюансах, которые не получились, и в то же время, о масштабности сделанного.

 Более значительных концертов со Студенческим хором по душевной «растрате» я не помню, не смотря на всю их полновесность — «Перезвоны», «Сокровенны разговоры», Всенощная, несколько Страстей Баха, Моцарт, «Времена года» Гайдна…

 Обнаженный нерв, о котором больно говорить, думать, вспоминать — вот, что чаще всего помнят люди, не успевшие проститься, наговориться, извиниться перед ушедшими близкими.

Как бы ты не хотел отнять частичку боли этой болезни у родного человека, ты не сможешь этого сделать.

Надо научиться быть просто рядом.

Ведь мы часто опаздываем…мы всегда опаздываем быть и ценить все минуты с родными.

Все смертны телом. Это пессимистично?!

Душа пребудет в вечности. Это оптимистично?!

Но не представляю, что возможно перемещение из ада в рай или наоборот».

 

 

Виктория Слайковская. Концертмейстер Студенческого хора Белорусской государственной академии музыки.

Виктория Михайловна, чем для Вас явился концерт «Святы вэлюм»?

«Этот концерт никого не оставил равнодушным, поэтому как большинство тех, кто выходил из зала, делились только положительными эмоциями, и всех действительно затронула и данная история и выступление хора, которое по-моему мнению было одним из лучших за последнее время. Во время исполнения мне запомнились слезы на глазах у дирижера и у зрителей. Поэтому я даже не могу подобрать нужные слова, чтобы выразить свое восхищение и благодарностью своему любимому ХОРУ за доставленное удовольствие!

Настолько это было эмоционально-проникновенно, что аж «мурашки» по коже, честно говоря.

Отдельное спасибо за идею Алексею Михайлову, руководителю Инессе Бодяко за блестящую профессиональную работу и моему коллеге – виолончелисту Михаилу Радунскому. Мне приятно, что я имею отношение к данному проекту».

Какие мысли и чувства возникли у Вас в момент исполнения?

«Лично меня история, рассказанная авторами –  семьей Сильвестри и Эриком Витакром, заставила еще раз задуматься о том, что в жизни есть только одно неизменное счастье – жизнь для другого, а также жить, чтобы творить ДОБРО.

Мы своим выступлением внесли частичку добра в благое дело. И это ПРЕКРАСНО!!!»

 

 

Михаил Радунский. Виолончелист, педагог, лауреат международных конкурсов.

Михаил, когда Вы увидели ноты, познакомились с содержанием произведения, какие первые мысли возникли у Вас?

«Пожалуй, я начну немного с другого, рассказывая о том, как это все происходило. Мне позвонила Инесса Михайловна с очень интересным предложением. Конечно, зная о высоком профессиональном уровне работы Инессы Михайловны и ее коллектива, зная её эстетические предпочтения, зная о благородных целях концерта, я сразу же согласился. Мне прислали запись. Все, что я знал изначально – это лишь то, что произведение популярно и часто исполняемо, а в Беларуси оно еще не звучало. Но по большому счёту я «вошёл» в эмоциональном и чувственном плане в это произведение не тогда, когда увидел ноты (ведь если заглянуть в них, то у партии виолончели не так много тех самых нот), а именно в момент репетиции. Именно тогда пришло осознание, понимание самого сочинения. Очень важным моментом для меня, как для музыканта, стал процесс подготовки, который происходил вместе с хором. И на мой взгляд, репетиция за день до концерта в костеле была на уровне самого концертного выступления. Для меня это было максимальное эмоциональное погружение в происходящее».

Во время концерта Вы могли бы выделить определенные, запомнившиеся Вам номера, или же сочинение ощущалось единым потоком?

«Безусловно я могу выделить запомнившуюся мне часть. Это, как ни странно, тот номер, в котором не звучит виолончель: одиннадцатый, «You rise, I fall». У меня была уникальная возможность быть участником и слушателем одновременно, почувствовать и прочувствовать трагизм этого произведения. Находясь «внутри» испытываешь эмоциональное потрясение.» 

Были ли сложности в ансамблевом исполнении такого состава: артисты хора, партия фортепиано и партия виолончели?

«На начальном этапе было непривычно. Все репетиции я был в поиске баланса звучания. Такого звучания, где голос виолончели сливается с голосом хора и партии фортепиано, где-то идет за ними, а где-то ведет за собой. Несомненно, это очень интересный опыт, заставляющий максимально «включаться», зная не только свою партию, но и хорошо представляя, что происходит вокруг тебя, оставаясь вовлеченным в процесс до самого конца.

 Возвращаясь к эмоциональной содержательности произведения, я определил для себя, что это было одно из самых запоминающихся выступлений за долгое время».

 

Алексей Михайлов. Студент пятого курса Белорусской государственной академии музыки. Идейный вдохновитель исполнения сочинения.

Где Вы впервые познакомились с данным сочинением? Была ли идея предложить его для исполнения студенческим хором Аадемии спонтанной или хорошо обдуманной?

«Познакомился я с этим сочинением на ytube канале, послушал его в 2021м году. Мне хотелось, чтобы мой государственный экзамен по дирижированию был особенными я думал над произведением, которое могло бы этому соответствовать. Послушав это сочинение, я понял, что это оно. Сомнения были, так как, не смотря на кажущуюся простоту музыкального текста, в исполнительском плане оно предоставляет немало трудностей, однако я решил, что хор Академии его потянет. Творческий порыв был, но в рамках логики, если бы я понимал, что мы не сможем его осилить, то я не предлагал бы его.»

“The Sacred Veil” Эрика Витакра сложное и многогранное произведение. Что чувствовали Вы при исполнении данного сочинения?

«Сложно описать, меня вообще редко музыка трогает, на здесь, что называется сошлись все звёзды: и музыка, гармонически близкая мне по духу, и сюжет, который простой по своей сути, но очень житейский. Лучшие истории всегда про людей, это произведение дало возможность мне в этом убедиться).»

 

Александра Пецевич, студентка четвертого курса Белорусской Государственной академии музыки. Автор световой проекции и дизайна афиши.

Как и кому пришла идея подготовки видеопроекции во время концерта? На что Вы обращали внимание при подготовке кадров? Ведь каждый номер был окрашен своими особенными цветами и атмосферой…

«Идея пришла к Инессе Михайловне еще в начале работы над циклом. А я предлагала свои варианты видения, связанные в первую очередь с текстом, рассказанным во многочисленных интервью самим Витакром. Далее, мы анализировали саму структуру цикла и его «переломную часть». Надо было учесть образы главных героев и дать им свое закрепление в изображении.

Джули — это свет. Лучи света, и текст, окрашенный то в золотистый, то в белый цвета в зависимости от ее эмоционального состояния. Тони — это море. Вуаль и иной мир — звездное небо, скрытое за тканью. Жизнь, ее зарождение и угасание — золотистые, фиолетовые и белые огоньки. 6 номер «Im afraid» был лишен цвета. Использована черная молния для изображения неестественности ситуации и подчеркивания слов «Я боюсь, мы что-то нашли». 7 часть «I am here», где сломалась Джули… там использовались цвета и текстуры из предыдущих номеров, связанных с ее образом. Мир сломался и в нем не осталось места краскам, которые присутствовали ранее. Далее в номерах чаще преобладала ахроматическая гамма с редким вкраплением цвета — угасание жизни».

У Вас была возможность находиться в процессе репетиций и наблюдать происходящее со стороны художника-оформителя. Что Вы испытывали в эти разные моменты?

«В качестве исполнителя понимала, что цикл достаточно сложный. Эмоции, которые вызывали слова и музыка было тяжело проживать. Часто приходилось выключать личные чувства и переживания, чтобы прежде всего, донести смысл до слушателя. В качестве наблюдающего со стороны было ощущение, что подобное никогда не исполнялось. Это своеобразный вызов себе и окружающим. Ведь пытаться понять смерть — это сложно людям в любом возрасте».

 

Алиса Гурова. Студентка третьего курса Белорусской государственной академии музыки. Артистка хора.

Алиса, что новое Вы почувствовали/раскрыли для себя в момент разучивания и исполнения?

«До разучивания цикла была немного знакома с творчеством Витакра. Восхитил его хор “Leonardo dreams of his flying machine”. Когда стали разучивать “The Sacred Veil” было интересно, как в итоге все номера сочинения превратятся в единое высказывание. Эта музыка, которая никуда не торопит, иногда получалось настроиться и погрузиться в такое пространство, иногда –  нет. Если честно, первое время, охватывали мрачные состояния при знакомстве с текстами, по прошествии времени эта человеческая история в звуках стала иметь для меня больше оттенков, палитра расширялась».

Какие эмоции Вы ощущали в момент исполнения и после концерта?

«На концерте, когда услышала 7 номер, сольный для виолончели и фортепиано, побежали мурашки, столько боли было в этом…После исполнения, вернувшись, было сложно уснуть, кажется, что мое знакомство с сочинением во многом началось после концерта)».

 

Ольга Сивакова, студентка четвертого курса Белорусской государственной академии музыки. Артистка хора.

Ольга, что Вы ждали от сочинения и концерта? Какие ощущения возникали у Вас в момент исполнения?

«Я была очень рада, что у нас появилась такая возможность спеть это произведение, для меня ещё в 20-м году оно было недосягаемо, я даже не думала, что у нас такая возможность будет. Оказывается, жизнь может вот так повернуться…

Меня окунула в реализацию концерта и идеи афиши Саша Пецевич, не считая самой выучки программы, конечно. Я ждала этот концерт с каким-то страхом, как ни странно, потому что я знаю, что на концерте я постараюсь полностью прочувствовать это произведение. Сам концерт я пела с трудом, потому что видела, как зрители чувствуют. Возле нас сидел парень, у которого текли слёзы… И в такие моменты слова совсем по-другому воспринимаются. Когда слышишь со стороны, что все как-то по-другому начали петь, играть и дирижировать, как будто каждый нашёл что-то самое важное внутри у себя в душе. Я держалась на протяжении всего концерта, и я отчетливо помню снятие последнего звука и когда на меня навалился ком и всё, я заплакала, я никак не могла остановиться. И уже второй раз исполнять 12 номер не было никаких сил».

 

Ольга Сухоцкая, студентка четвертого курса Белорусской государственной академии музыки. Артистка хора.

Что новое Вы почувствовали/раскрыли для себя в момент разучивания и исполнения?

«Простое, может быть сложным, а сложное простым. Здесь простые, незамысловатый порой интонации, были сложны в исполнении. А всё потому что они являлись прямым отражением жизни главных героев с их эмоциями, мыслями, страхами и переживаниями. В какой-то степени, сочинение сделало меня немного взрослее. Потому что та жизнь, боль и страдания человека, переход в иную жизнь, которые нам не знакомы, приходилось не раз переживать, разучивая и исполняя сочинение. А это совсем новое для нашего восприятия и слышания. Сложно описать эмоции, которые я испытывала во время. Достаточно трудно описать их словами. Одно, скажу точно. Болело сердце, а может и душа (тут уже не знаю). Трудно было сдержать слёзы».»

 

Даша Давидович, студентка второго курса Белорусской государственной академии музыки. Артистка хора.

Ваши мысли при первом знакомстве с произведением? Что было самым сложным для Вас в момент исполнения?

«Цикл сразу вызвал водоворот эмоций: от ожидания и трепета, что будет дальше, до ноющей душевной боли. Пришлось много раз слушать цикл, дабы иметь возможность исполнять его без слёз. Но каждый раз это становилось практически невыполнимым.

Сложнее всего было сохранять трезвость ума во время концерта и не окунуться в омут эмоций, ибо я знаю какого это, видеть, как близкий погибает от рака.

Цикл, а особенно последние две части не могут не вызывать «мурашки по коже» и слёзы. До сих пор в голове крутятся слова «нет больше завтра, нет боли». Какую силу имеют данные слова: с одной стороны, они показывают, что человек мёртв и эта большая потеря для родных, но с другой — это освобождение от боли и борьбы, это новая жизнь по ту сторону вуали.

Текст невероятный, чувственный и очень точно описывающий главных героев цикла и конечно же их историю: историю любви, зарождения жизни, боли, борьбы и смерти.

Несмотря на простоту гармоническую, за счёт секунд, которые дают невероятный объем, создаётся пласт, который окутывает всех и вся. Создаётся ощущение «мистическое», ты будто ощущаешь эту тонкость грани между жизнью и смертью».

Что же было после? Поделитесь Вашими ощущениями…

«После концерта, предполагаю, плакали не только зрители, но и исполнители. Лично меня ещё не отпускало дня 3-4 и в голове постоянно звучали обрывки фраз, мелодических оборотов. Происходило осмысление жизни, а после облегчение.

И я очень благодарна Инессе Михайловне за её веру в нас, большой проделанный труд; Алексею за такую прекрасную находку, перевод и презентацию самого цикла; Александре за видеопроекцию, которая сопровождала исполнение цикла. Этот концерт, как и вся «Священная вуаль» останется навсегда в моей памяти, как история истинной любви, борьбы и невероятной силы, которой обладают люди».

 

Зрители концерта.

Вероника Астапенко. Учащаяся МГМК им. М.И. Глинки.

Откуда Вы узнали о благотворительном концерте 19 апреля?

«О благотворительном концерте я узнала из социальных сетей: instagram и Вконтакте. Постоянно слежу за активной творческой деятельностью студенческого хора БГАМ и стараюсь не пропускать ни одного мероприятия, так как исполнение этого коллектива ВСЕГДА на высоте».

Ваши ощущения и чувства во время концерта, что Вас больше всего впечатлило?

«Всё происходящее в костёле в тот день максимально погрузило меня в содержание произведения. Музыка, атмосфера и сам посыл концерта дорогого стоит. Меня впечатлила максимальная погруженность и понимание каждого артиста хора, дирижёра и зрителя. Тишина в зале была на протяжении всего произведения, ни один звонок телефона не стал помехой. Означает это только одно, что люди и вправду заинтересованы в том, куда пришли. Концерт дал возможность задуматься о разном, многие со мной согласятся, что сдержать слёз было невозможно. Лично я боялась пошевелиться, так как лишний звук не должен был отвлекать НИКОГО от всего происходящего вокруг».

О чем Вы думали после концерта?

«Мои мысли после концерта: Люби, цени каждый момент проведённый с родными и никогда не забывай, что в мире существуют проблемы важнее твоих. А также ни на секунду не забывала про уважаемую Ольгу Дадиомову, которая внесла большой вклад в развитие белорусской культуры и сейчас сражается с тяжёлой болезнью. Здорово, что благодаря таким благотворительным концертам возможно поддержать человека».

 

Наталья Курилина. Заместитель директора по воспитательной работе ДМШИ №1 им. Л.П. Александровской:

Как Вы узнали о благотворительном концерте 19 апреля?

«На фейсбуке у одного из друзей увидела афишу VII фестиваля духовной музыки «Залатагорская лiра» с подробным анонсом программы фестиваля. Фестиваль посещаю не первый раз и с большим удовольствием знакомлюсь с интересными произведениями различных эпох, их современной интерпретацией и исполнением.

Таким примером является и музыка Эрика Витакра «The Sacred Veil». Перед слушателем возникает прекрасный видеоряд образов, что помогает осмыслить весь драматизм произведения. Музыка пронизана глубокой печалью, скорбью, трагедией, теми чувствами, которые испытывает человек, потерявший близких. Вместе с тем, есть и просветление, понимание того, что все, покинувшие нас, продолжают жить в наших душах, сердцах, мыслях».

Ваши ощущения и чувства во время концерта? Что Вам особенно запомнилось?

«Весь спектр мыслей и чувств пробегают, и зритель задумывается о жизни и смерти. Многие не могли сдержать эмоций, слез. Особенно, если сам столкнулся с потерей близких и родных тебе людей. Впечатления после исполнения остались очень сильные. Стены храма, приглушенный свет, видео слайды, акустическое богатство хорового многоголосия, солирующие виолончель и фортепиано – все вместе создаёт потрясающий отклик в душе, и эмоционально очень сильно получилось. Захотелось послушать ещё раз и, может быть, ещё раз погрузиться в атмосферу современной музыки, английского языка, и испытать эмоциональный всплеск.

Спасибо студенческом хору, молодым ребятам, которые, не смотря на свой возраст, сумели психологически передать весь драматизм, прочувствовали всю боль утраты, и сами погрузились в атмосферу произведения. Особая благодарность дирижёру Инессе Бодяко за такое яркое исполнение».

 

Таким разным и в то же время очень похожим по восприятию явился благотворительный концерт в поддержку Ольги Владимировны Дадиомовой. Он не оставил никого равнодушным. Каждый человек, прикоснувшийся к этой музыки, нашел свое личное, свои душевные моменты и истории, связывающие со всем происходящим и звучащим обстоятельства. Здесь не было грани между исполнителями и зрителями, музыкантами и простыми слушателями. Сложное по своей структуре произведение было исполнено и выполнено как легкое дуновение ветра, что несло в себе воспоминания, боль утрат и непрерывающийся поток мыслей и размышлений. И это ощущение, подобное импровизации, включающее в себя синтез текста, музыки и эмоций, донесенное слушателям и подкрепленное высоким уровнем профессионализма, превратило сложную партитуру в нечто непредуказанное, безыскусное мгновение, оставляющее рассуждения человека перед стеной плача. Каждый, находя свою личную и чуткую историю в едином опусе, мог разрешится в согласии со своими переживаниями и мыслями. Ведь в конце отчетливо и так тепло каждого из нас встретит лишь одна ясная фраза – «добро пожаловать домой, дитя…»

 

Выражаем благодарность за помощь в подготовке статьи

Татьяне Андреевне Титовой,доценту кафедры теории  музыки и

Инессе Михайловне  Бодяко, доценту кафедры хорового дирижирования

 

Материал подготовила студентка второго курса

кафедры хорового дирижирования вокально-хорового факультета

Белорусской государственной академии музыки

Павлович Мария