Кафедра баяна и аккордеона

Чабан Валентин Алексеевич

Должность:  Профессор кафедры баяна и аккордеона
Ученая степень:  Доктор искусствоведения (2014)
Ученое звание:  Профессор (1997)
Образование:  Белорусская государственная консерватория (1967) по классу баяна Э.Н.Азаревич, аспирантура Горьковской государственной консерватории имени М.И.Глинки (1970) под руководством Н.Я.Чайкина
Преподаваемые дисциплины:  Специальный инструмент (баян, аккордеон), Ансамбль, Современная музыка для народных инструментов (баян, аккордеон), История исполнительства на народных инструментах (баян, аккордеон), Теория и история исполнительства на народных инструментах (баян, аккордеон; для студентов магистратуры), История исполнительского искусства, Методика написания научно-методических работ


Родился 7 мая 1942 года в с. Чепцы, Кировской обл., Россия.

С 1966 года работает в Белорусской государственной академии музыки: преподаватель кафедры народных инструментов (1966), старший преподаватель (1970), доцент кафедры баяна и аккордеона (1982). С 1994 года в должности профессора кафедры баяна и аккордеона.

Кандидат искусствоведения (1985), доктор искусствоведения (2014). Доцент (1987), профессор (1997). Член Белорусского союза музыкальных деятелей (1996).

Руководитель Баянного оркестра Белорусской государственной консерватории (1972–1988). Солист Белорусской государственной филармонии (1967–1970), гастролировал по Беларуси, Германии, России, Литве, Латвии. Подготовил и исполнил 6 сольных и 22 дирижерские программы в 2-х отделениях. Выступал в концертных залах Белгосфилармонии, Белорусской государственной консерватории им. А.В.Луначарского, Горьковской государственной консерватории им. М.И.Глинки, в залах городов: Москва, Рига, Вильнюс, Потсдам, а также на Белорусском радио и телевидении.

Член жюри республиканских и международных конкурсов баянистов и аккордеонистов. Проводит мастер-классы в детских музыкальных школах искусств (ДШИ), учреждения среднего специального образования и учреждения высшего образования Республики Беларусь, учебных заведениях Литвы.

Среди воспитанников (свыше 100):

  • заслуженный артист Республики Беларусь, концертмейстер группы баянов Национального академического народного оркестра Республики Беларусь В.Ткач;
  • солист Ансамбля под управлением И.Иванова (Белгосфилармония), дипломант международных конкурсов А.Сиваков;
  • солист ансамбля «Беседа» (НГТРК Республики Беларусь) Н.Алешко;
  • артист оркестровой группы Национального ансамбля танца Республики Беларусь А.Андрачик;
  • артист оркестровой группы Национального академического народного хора им. Г.И.Цитовича С.Ермольский;
  • главный редактор редакции музыкальных передач НГТРК Т.Якушева;
  • дирижер и общественный деятель, дипломант международных конкурсов В.Дмуховский;
  • преп. Республиканского гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки В.Максимцев;
  • преподаватель Минского государственного музыкального колледжа им. М.И.Глинки В.Гурбо-Новик;
  • преподаватель кафедры оркестрового дирижирования Белорусской государственной академии музыки (2014–2019) В.Грищенко;
  • лауреаты и дипломанты республиканских и международных конкурсов баянистов и аккордеонистов Д.Отраднов, А.Кураленок, Д.Гуляев, П.Ловец, А.Грищенко, А.Коноплев и др.

Награжден Почетной грамотой Верховного Совета Республики Беларусь (1994), Почетной грамотой Белорусского Республиканского Совета профсоюзов (2002), Почетным знаком «За вклад в развитие культуры Беларуси» (2002), Знаком Белорусской государственной академии музыки (2022).

Основные научные исследования проводит в области истории, теории и методологии баянного исполнительства.

Автор докладов на республиканских и международных научно-практических конференциях по проблемам инструментально-исполнительского искусства (26).

Автор переложений, обработок, инструментовок (свыше 40): «Радзіма мая дарагая» В.Оловникова (1983), «За дальнею околицей» Н.Будашкина (1983), Органная прелюдия ре-минор и Инвенция до-мажор И.Баха (1979), пьесы для оркестра баянов (1983), Полька-шутка Н.Чуркина (1983), «Военный марш» Г.Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» (1983), антракт к IV действию оперы «Кармен» Ж.Бизе (1983), «Allegro con anima» В.Золотарева (Финал сонаты для баяна № 3), увертюра к опере «Вольный стрелок» К.М.Вебера, увертюра к опере «Сила Судьбы» Д.Верди, увертюра к опере «Тарас Бульба» Н.Лысенко, увертюра к опере «Все они таковы» В.А.Моцарта и др.

Кандидатская диссертация: Становление интонационного стиля искусства гармоники-баяна / науч. рук. Н.Д.Бордюг; Гос. консерватория ЛитССР. – Вильнюс, 1985.

Докторская диссертация: Белорусская баянная школа: становление, развитие, современное состояние (1930–2000-е гг.) / науч. консультант Р.И.Сергиенко; Белорусская государственная академия музыки. – Минск, 2014.

Публикации:

  • Некоторые особенности интонационной природы органной музыки И. Баха и методы воплощения ее на баяне. — Минск, 1979;
  • Стилистика сонатного творч. Н.Я.Чайкина: уч.-метод. пособ. – Минск, 1983;
  • Стилистические признаки баянного искусства: метод. рекомендации. – Минск, 1983;
  • Становление письменных традиций в процессе формирования интонационного стиля искусства гармоники (конец XIX –начало XX вв.). – М., 1984. – Деп. в НИО «Информкультура» Гос. б-ки СССР им. В.И.Ленина 20.03.1984, № 756;
  • Рус. нар. музыка – интонационно-стилистический базис становления искусства гармоники-баяна. – М., 1986. – Деп. в НИО «Информкультура» Гос. б-ки СССР им. В.И.Ленина 15.12.1986, № 1282; Интонационно-стилистические особенности звучания фп. музыки на готово-выборном баяне: метод. разработка. – Минск, 1989;
  • Стилистика сов. баянной музыки 1960—1980-х гг.: метод. разработка. – Минск, 1990;
  • Вопросы стилистики баянной музыки 1930—1960-х гг.: метод. разработка. – Минск, 1991;
  • Баяннае мастацтва ў Беларусі: пытанні тэорыі і метадалогіі выканальніцтва: вучэб. дапаможнік. – Мінск, 1997;
  • Бел. баянное искусство: формирование академ. исполн. школы: моногр. – Минск, 2008.

Статьи:

  • О худ.-выразительных особенностях орк. баянов // Пьесы для орк. баянов (аранжировки и метод. рекомендации). – Минск, 1983;
  • Вещий сказитель: [о Н.Я. Чайкине] // Сов. культура. – 1983. – 31 март.;
  • Наш сучаснік // ЛіМ. – 1981. – 9 студз.;
  • Маэстра народнай музыкі: [аб творчай дзейнасці Г. І. Жыхарава] // Мастацтва Беларусі. – 1986. – № 5;
  • Аб рэпертуарных тэндэнцыях у беларускім баянным мастацтве // Пытанні культуры і мастацтва Беларусі. – Мінск, 1994. – Вып. 13;
  • Подзвіг асветніка і творцы: [аб творчым шляху Г. І. Жыхарава] // ЛіМ. – 1996. – 26 студз.;
  • Инстр.-стилевая обусловленность и методология исполн. анализа баянных произв // Обучение и воспитание худ. одаренных детей и молодежи: проблемы психологии, педагогики, методики: материалы Междунар. науч. конф. «Муз. воспитание и образование». – Минск, 2001;
  • Народная музыка ў акадэмічным выканальніцтве беларускіх баяністаў // Весці БДАМ. – 2001. – № 1;
  • Академическое баянное искусство в Беларуси: исполнительская школа второй половины XX — начала XXI вв. // Вести БГАМ. – 2002. – № 3;
  • Э.Н.Азаревич — основатель академической баянной школы в Беларуси // Вести БГАМ. – 2003. – № 4;
  • Белорусское баянное искусство в динамике эволюционных процессов: (1950-е–1990-е гг. ХХ в.) // Вести БГАМ. – 2008. – № 12;
  • К определению ведущих понятий академизма баянного искусства // Культура, наука, творчество: сб. науч. тр. – Минск, 2008. – Вып. 2;
  • Соврем. баянная школа и постижение исполн. метода // Вести БГАМ. – 2008. – № 13;
  • Науч. деятельность бел. баянной школы: актуальные вопросы теории исполн. искусства и педагогики // Вести БГАМ. – 2009. – № 15;
  • Искусство гармоники-баяна и его жанровая система. Процессы становления и развития // Meno procesas mastymo, emociju ir jkvepimo: сб. науч. тр. – Вильнюс, 2011;
  • Нац. особенности баянной школы Беларуси // Вести БГАМ. – 2011. – № 18;
  • Бел. баянная школа и науч. направления ее деятельности // Вестник Челябинской гос. академии культуры и искусств. – Челябинск, 2011. –№ 3 (27);
  • Верность делу и Отечеству. Страницы жизни и творчества Михаила Григорьевича Солопова // Вести БГАМ. – 2011. – № 18;
  • Славянское нац.-стилевое самоопределение искусства гармоники-баяна // Навуковий вісник Національноі музичноі академіі Украïни імені П.І.Чайковського. – Киев, 2012. – № 103;
  • Рококо в музыке и живописи: ассоциативные связи. Баянная проекция стиля // Вести БГАМ. – 2015. – № 26;
  • Бел. баянная школа в контексте системного подхода к исслед. инстр.-исполн. искусства // Вести БГАМ. – 2015. – № 27;
  • На сцэне музыкi-чарадзеi: аб ансамблi салiстаў Белдзяржфiлармонii пад кiраўнiцтвам Iгара Iванова // ЛіМ. – 2016. – 25 сак.;
  • Анс. солистов Белгосфилармонии под упр. Игоря Иванова: о стилевой связи нар. традиции и академ. культуры в нар.-инстр. исполнительстве // Вести БГАМ. – 2016. – № 29.

Учебные программы:

  • Этапы работы баяниста-исполнителя над музыкальными произведениями: программа для слушателей ФПК руководящих работников и специалистов культуры. – Минск, 2002;
  • История и теория исполнительства: учебная программа УВО по учебной дисциплине для специальности 1-16 01 09. – Минск, 2010;
  • Методика написания научно-методической работы: учебная программа УВО по учебной дисциплине для специальностей 1-16 01 09. – Минск,2016;
  • История исполнительства на народных инструментах: учебная программа УВО по учебной дисциплине для специальности 1-16 01 09. – Минск, 2016.

Литература:

  • Бокава, В. На сцэне аркестр баянаў // ЛіМ. – 1978. – 9 чэрв.;
  • Царова, А. Шчырая споведзь баяна // ЛіМ. – 1980. – 13 чэрв.;
  • Прашко, М. Грай, мой баян // Беларусь. – 1983. – № 2;
  • Царова, А. Ствараючы песню баяна // ЛіМ. – 1997. – 5 вер.;
  • Дожына, Н. Вынік шматгадовай дзейнасці [Аб вучэб. дапаможніку В.А. Чабана «Баяннае мастацтва ў Беларусі: пытанні тэорыі і метадалогіі выканальні-цтва»] // Мастацтва. – 1998. – № 6;
  • Имханицкий, М. Новое бел. изд. [О моногр. В. А. Чабана «Бел. баянное искусство: формирование академ. исполн. школы»] // Вести БГАМ. – 2010. – № 17.

 

pic pic