Кафедра специального фортепиано

Громова Наталья Сергеевна

Должность: Доцент кафедры специального фортепиано
Ученая степень: Кандидат искусствоведения (2015)
Ученое звание: Доцент (2018)
Образование: Белорусская государственная академия музыки (1998, класс фортепиано Л.П. Юшкевича); там же ассистентура-стажировка (1999) под руководством Л.С. Шеломенцевой; там же аспирантура (2015) под руководством В.Л.Яконюка
Преподаваемые дисциплины: Специальный инструмент (фортепиано), Фортепианный ансамбль


Родилась 17 августа 1974 в г.Минске (БССР).

С 1999 солистка Белорусской государственной филармонии, ведущий мастер сцены. Артистический псевдоним, девичья фамилия — Котова. С 1998 по 2003 – преподаватель и концертмейстер ММУ им.М.И.Глинки. В Белорусской государственной академии музыки с 1999 преподаватель кафедры специального фортепиано, с 2012 – доцент кафедры специального фортепиано. Автор теоретическо-практического курса по дисциплине «Фортепианный ансамбль».

Член Белорусского союза музыкальных деятелей.

Отмечена наградами Республиканского конкурса пианистов (Минск, Беларусь, 1992 – Почетный диплом), Международного конкурса им.Лысенко (Киев, Украина, 1993 – спец. приз), Международного конкурса вокалистов им. М.И.Глинки (Астрахань, Россия, 2003 – диплом лучшего концертмейстера). Ведет активную концертную деятельность как солист и концертмейстер.

Ведет активную концертную деятельность как солист и концертмейстер. Выступает в фортепианном дуэте БГФ с В.Боровиковым (с 1998). За время творческой деятельности дала свыше 500 концертов, среди которых циклы концертов «Фортепианный дуэт представляет», «Вечера с фортепианным дуэтом», выступления с ГАСО РБ, ГКО РБ, ГКХ РБ, симфоническим оркестром Белорусской государственной академии музыки др.

Является одним из инициаторов и организаторов Международного фестиваля фортепианных дуэтов «Duettissimo» (с 2008). Исполняет обязанности арт-директора Международного конкурса юных музыкантов “Палескі агеньчык” (с 2020). Организатор Открытого конкурса фортепианных дуэтов среди студентов высших и средних специальных музыкальных учебных заведений (Белорусская государственная академия музыки, 2011).

Гастролировала в Испании, Франции, Германии, Голландии, Латвии, Молдове, Польше, Китае, ОАЭ и других странах. Принимала участие во многих музыкальных фестивалях, в том числе «Магия рояля» (Минск, Беларусь, 2011), «ХХ Международном фестивале звёзд пианизма» (Лиепая, Латвия, 2012), VIII Международном фестивале Ю. Башмета (Минск, Беларусь, 2013), LVI международном фестивале современной музыки «Варшавская осень» (Варшава, Польша, 2013). Имеет фондовые записи на Белорус. радио. Член жюри конкурсов пианистов и фортепианных дуэтов. Проводила мастер-классы во Франции, Китае.

Среди воспитанников – лауреаты международных и национальных конкурсов Е.Демиденко, А.Горушко, А.Найденок.

Научная, творческая и педагогическая деятельность является частью последовательной и целенаправленной работы в сфере развития и популяризации жанра фортепианного дуэта. Активно участвует в международных научных конференциях, публикуется в российских и белорусских изданиях с работами, посвященными фортепианному дуэту.

Кандидатская диссертация:

  • Фортепианный дуэт в музыкальном искусстве Беларуси: композиторское творчество и исполнительская деятельность / Белорусская государственная академия музыки. — Минск, 2015.

Публикации:

  • Фортепианный дуэт в музыкальном искусстве Беларуси: моногр.— Минск, 2017.

Статьи:

  • Фортепианный дуэт как предмет научного исследования // Весцi Беларуской дзяржаўнай акадэмii музыкi. – 2006. – № 9. – С. 100 – 104;
  • Проблема общения в фортепианном дуэте // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство : тезисы III Междунар. науч.-практ. конф., Тамбов, 26 января 2007 г. / Тамб. гос. муз-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова ; ред. И. Н. Вановская, Е. О. Казьмина. – Тамбов, 2007. – С. 90 – 92.;
  • Классическая и романтическая модели ансамблевой фактуры в однорояльном дуэте // Веснiк СНТТ Беларус. дзярж. акад. музыкi. – 2007. – № 1 (11). – С. 49 – 50.;
  • Белорусский фортепианный дуэт в контексте общеевропейской музыкальной культуры // Пытаннi музычнай культуры Беларусi i свету ў сучасных даследаваннях : навук. працы Беларус. дзярж. акад. музыкi / УО «Беларуская дзяржаўная акадэмiя музыкi» ; склад. Т. Л. Бярковiч. – Вып. 15. Сер 1: Беларуская музычная культура. – Мiнск, 2007.– С. 88 – 95.;
  • Психологические аспекты исполнительства в фортепианном дуэте // Музыкальное исполнительство как вид художественно-творческой деятельности : науч. тр. Белорус. гос. акад. музыки / Белорусская государственная академия музыки ; сост. К. И. Степанцевич. – Минск, 2007. – Вып. 14. Сер. 5: Вопросы истории и теории исполнительского искусства. Музыкальная педагогика. – С. 20 – 31.;
  • Фортепианный дуэт в современном исполнительском искусстве Беларуси // Веснiк СНТТ Беларус. дзярж. акад. музыкi. – 2007. – № 2 (12). – С. 15.;
  • Фортепианный дуэт. К вопросу об исполнительских стилях / Н.С. Громова // Культура. Наука. Творчество : материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 19–20 апреля 2007 г. / Белорусская государственная академия искусств ; науч. ред. С. П. Винокурова. – Минск, 2008. – С. 183 – 184.;
  • К вопросу о фактуре в музыке для фортепианного дуэта // Музычная культура Беларусi: шлях праз стагоддзi : навук. пр. Беларус. дзярж. акад. музыкi / Беларуская дзяржаўная акадэмiя музыкi; склад. I. Д. Назiна, Э. А. Аленiкава, А. I. Самусенка. – Вып. 17. Сер. 1: Беларуская музычная культура. – Мiнск, 2008. – С. 151 – 160.;
  • Некоторые аспекты фактурного анализа сочинений для фортепиано в четыре руки // Культура. Наука. Творчество : сб. науч. ст. / Белорусская государственная академия музыки ; науч. ред. Е. Н. Дулова. – Минск, 2008. – Вып. 2. – С. 464 – 470.;
  • Особенности фортепианной четырехручной фактуры в сочинениях современных белорусских композиторов для фортепианного дуэта // Весцi Беларускай дзяржаўнай акадэмii музыкi. – 2011. – № 19. – С. 88 – 94.;
  • Особенности музыкального исполнительства в двухрояльном дуэте// Белорусское музыкальное исполнительство в контексте художественной культуры: науч. тр. Белорус. гос. акад. музыки / Белорусская государственная академия музыки ; сост. В. Л. Яконюк. – Минск, 2016. – Вып. 38. Сер. 5 : Вопросы истории и теории исполнительского искусства. Музыкальная педагогика. – С. 41 – 51.;
  • Переложения для фортепианного дуэта в Беларуси // Фортепианный ансамбль в современном музыкальном искусстве и образовании: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 25 марта 2015 г. / РГПУ им. Герцена; науч. ред Н. В. Медведева. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. – С. 171 – 176.

Учебные программы:

  • Специальный инструмент: фортепиано: уч. программа учреждения высшего образования по уч. дисц. для спец. 1-16 01 03. Минск, 2012 (соавт.);
  • Фортепианный ансамбль: уч. программа учреждения высшего образования по уч. дисц. для спец. 1-16 01 03. Минск, 2013

Литература о педагоге:

  • Рахлей М. Совместимость по гамме // АлВит пресс, №12, 24.03.2000;
  • А.Зубiк Маленькi клавiшны аркестр // Культура №23, 04.06 – 10.06.2005;
  • Бунцэвiч Н. «Двайнiкi» — супернiкi? // Культура №17, 26.04 – 02.05.2008;
  • Бунцэвiч Н. Sim-sim: колькi рук i колькi струн? // Культура №18, 30.04 – 06.05.2011;
  • Мушынская Т. Chercez la femme або Тры партрэты ў вясновым iнтэр’еры» // Мастацтва №5, май 2009;
  • Свiрко I. Iгра ў чатыры рукi // Рэспублiка, 07.02.2017.
pic pic pic